Cвятая
Земля и великокняжеская семья
Константиновичей.
К 150-летию основания Императорского Православного Палестинского общества.
«Я есмь лоза, а вы ветви:
Кто пребывает во Мне, и я в нем,
Тот приносит много плода» (Ин.15:5).
Четыре сына Императора Николая Павловича
дали основание четырем могучим ветвям на родословном древе рода Романовых.
Константин Николаевич (09.09.1827 -13.01.1892), второй сын Государя, стал не
только олицетворением реформ эпохи
Александра П, но и отцом и дедом 4-ех Новомученников, разделивших с
Государем Николаем П и его семьей всю
меру унижения, поругания, страданий и мученической смерти от богоборцев. Труды этой семьи на благо
Отечества включали и служение трех
поколений Константиновичей делу
православного паломничества, в том числе и в Святую Землю.
«Есть ли в мире
другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца
воспоминаний, - так в 1909 году писал И.А. Бунин[1]. Одно из таких дорогих русскому сердцу воспоминаний
– могильный крест игумении Тамары[2], погребенной за алтарем
храма в Елеонской обители в Иерусалиме.
В миру –княжна крови императорской Татьяна Константиновна - сестра алапаевских
мучеников, князей императорской крови Иоанна, Игоря, Константина, дочь великого
князя Константина Константиновича[3], внучка великого князя
Константина Николаевича[4].
Сестры обители
сохраняют интерьер ее кельи, памятные семейный фотографии матушки Тамары,
портреты. Сегодня это дорогие и памятные
каждому русскому православному сердцу реликвии. Ведь о любом члене этой семьи
можно сказать, что они были активными деятелями, устроителями,
основателями Русской Палестины. Именно
сюда ее , представительницу рода
Романовых, после разрушительной Второй
Мировой войны привел Божий Промысел. И здесь, в труднейших материальных
условиях, она смогла сохранить и
приумножить обитель – частичку Русской Палестины, продолжить жизнь Богоданной
Лозы, насажденной на земле Спасителя.
Первыми
Августейшими паломниками в Святую Землю были дед и бабушка игумении Тамары –
великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Александра Иосифовна[5], основатели и учредители
Императорского Православного Палестинского общества.
Старший брат
игумении Тамары – князь Иоанн Константинович, принявший в марте 1918 года сан
иподъякона, в июле 1918 года сброшенный в алапаевскую шахту, был наречен во имя
Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Рядом с могилой игумении Тамары –
часовня, где сохраняется древняя мозаика
на полу, свидетельствующая об обретении на месте сем главы Пророка Иоанна.
Елеонская обитель, цветущая и благоухающая, граничит с безводной пустыней, где
подвизался Иоанн. Лишь Богу известно, какие
воспоминания оживали в сердце
матушки Тамары при лобызании святого углубления в земле, мозаичное
оформление которого повторяет очертания хранившейся здесь святой главы пророка.
Отец –
Константин Константинович, посвятивший немало стихов образам Святой Земли, всю
сознательную жизнь трудился над созданием драмы, посвященной последним дням Спасителя
(«Царь Иудейский»). Трудом нескольких десятилетий его жизни стало изучение
описаний Иерусалима, исторических свидетельств о апостольских временах. Им
лично был пройдет, с молитвой и покаянием, Страстной Путь. Изучен весь
археологический, археографический материал, исторические исследования и
богословские откровения. Постановка драмы «Царь Иудейский» на сцене Эрмитажного
театра в Петербурге стала явлением высокого искусства, финалом духовной
деятельности коллектива художников,
музыкантов, артистов, и, конечно, зрителей. Именно его отец способствовал
основанию, упрочению, государственному признанию паломничества русских по святым местам, в том
числе и в Палестине.
Великий князь
Константин Николаевич в письме к брату, Государю Императору Александру
Николаевичу, писал: «С Божией Помощью удалось положить прочное начало тому
святому делу, которому Ты дал свое благословение в начале прошлого года (1858г -
прим. Ред.)[6].
Направление этой работы можно проследить по дневникам епископа Порфирия
(Успенского)[7]
. Издание этих материалов осуществлялось Академией наук в 1905-1908 гг,
возглавляемой великим князем Константином Константиновичем. Его отец, Константин Николаевич, в 1857 году,
следуя собственному правилу узнавать мнение возможно большего числа людей по
интересующему его вопросу, обратился с письмом к архимандриту Порфирию
(Успенскому). «Высокопреподобный Архимандрит, в начале нынешнего года послан
был мною в Иерусалим статский советник Мансуров для собрания разных сведений,
которые могли бы быть полезны Русскому обществу пароходства и торговли при
устройстве правильного и сколь возможно частого перевоза поклонников из России
к святым местам Палестины». И далее: «… сообщите мне с полной откровенностью
Ваши мысли по всем заключающимся в ней предметам, а также – указание мер,
которые правительство наше должно принять ныне, дабы сколь возможно облегчить
православным русским исполнение благочестивого подвига, и дабы возбудить в
большем числе народа желание поклониться святыням Господним»[8].
Архимандрит Порфирий в своем отзыве указал
некоторые затруднения, которых в своих путешествиях по Востоку не заметил Б.П.
Мансуров[9]. В отличие от Синода
и государственный мужей, великий князь
Константин Николаевич умел быть
решительным и твердым, оставаясь прежде всего глубоко верующим человеком. «Ты
знаешь, любезный Саша, что у меня давно было задушевное желание поклониться
Гробу Господню, - писал Константин Николаевич своему брату, императору
Александру П, испрашивая разрешения на
паломничество в Святую Землю. - Я тебе
писал об этом из Венеции зимой 1852 года. Три раза являлась эта надежда, в
1845-м, когда я был в архипелаге ( и
посещал Афон – прим. Ред), в 1846-м в Палермо , и в 1852 –м в Венеции. Но тогда нашей политикой управлял Нессельроде,
который боялся как чумы всего того, что касается Востока… Суматохи мое
пребывание в Иерусалиме никакой произвести не может, потому что в это время,
после Пасхи, он бывает почти пуст, поклонники уже все разъехались. Православной
же церкви посещение впервые русского Великого князя, брата Белого Царя, придаст непременно новой силы и
нового веса, как то было после нашего посещения Афона в 1845 году… Для меня же
и для моей жинки это было бы величайшим утешением, благословением нашего
семейного счастья и драгоценным воспоминанием на всю жизнь»[10]
Путешествие по
морям, спуск на берег, в бурную погоду небезопасный, подчас с подветренно стороны через пушечные
порты, переезды на осликах и лошадях в жару и ветер, - все это вел. княгиня
Александра Иосифовна выдержала с
терпением и самоотверженностью. И награда была немалая. Первый храм в Русской
Миссии, освященный после их
паломничества, был освящен во имя мученицы царицы Александры. А рубка фрегата
«Громобой», который за ветхостью был со временем списан, стала украшением парка
в Стрельне, напоминая великой княгине счастливые годы паломничества и труды, понесенные ею ради Господа.
Уважение к
царственному иноверцу, к тому же
изучающему арабский и персидский язык,
открыло ему еще одну святыню – гору Мориа, занятую мечетью Омара. До
того иноверцам под страхом смерти было запрещено заступать за ее ограду. Константин Николаевич оставил на стене кельи, отведенной ему и сыну Николаю в
обители Саввы Освященного, запись на арабском языке.
Описание паломничества великокняжеской семьи дано в моей статье в журнале «Православный паломник» за 2010 год (№ 2, № 3). Много сил положил великий князь на строительство зданий для паломников,
разрешение дипломатических и законодательных трудностей путешественников из
России, устройство для них службы сестер милосердия, создание русского
флота для перевозки паломников. Не мог и помыслить, что именно на Елеонской
горе будет выстроен дом в память его трудов и в память его внучки, великой
княгини Александры Георгиевны, умершей
после родов в 1892 году. Двухэтажный домик
для паломников, где они могли получить не только кров, но и небольшую ежедневную денежную помощь , освященный 15
сентября 1892 года, сохраняет памятную доску о участии великокняжеской семьи в
строительстве этого дома.
Возвращаться в
Россию великому князю было высочайше повелено через Константинополь и Одессу.
Отплыв из Яффы 11/24 мая 1859 года, эскадра направилась в Бейрут и
Константинополь. Драгоценным для русских паломников было посещение острова
Патмос, в гавань которого великий князь собственноручно ввел фрегат. В
воспоминание трудов и молитв святого апостола
Иоанна Богослова на месте, где было ему чудное видение, изложенное в
«Апокалипсисе», построена скромная церковь, в которой великий князь и великая
княгиня молились в сопровождении греческого духовенства из местного монастыря.
День именин
великого князя был отмечен службой в древнем храме, построенном Константином
Мономахом на острове Хиос[11], недалеко от места
легендарного Чесменского сражения[12]. 25 мая в Константинополе
состоялась встреча великого князя с турецким султаном, приближенными
царедворцами, дипломатическим корпусом, Патриархами Константинопольским, Антиохийским, Иерусалимским. «Константинополь
нас задерживает, - писал великий князь. – Здесь сделаны такие огромные
приготовления, прием, нам оказанный, до такой степени выходит из ряда того, что
когда-либо здесь происходило, что оставаться менее недели не было никакой возможности, оно значило бы
на неимоверное гостеприимство отвечать грубостию. Достоверно, что Султан для
нашего приема израсходовал более двух миллионов рублей серебром… Мне Султан дал
алмазные знаки своего ордена, жене – великолепный бриллиантовый браслет с
изумрудом. Сам он из кожи вон лезет, чтоб сделать нам приятное… Все это вещи до
сих пор никогда не виданные, которые совершенно выходят из общепринятого порядка и из обычаев. И
делается это лично Султаном, вопреки желанию его министров, чтобы публично
показать, как высоко ценит он дружбу Русского Государя и как рад показать это,
принимая его брата».
В целом
следует признать, что, действуя подчас осторожно, дипломатично, а иногда и
резко, великий князь сумел создать когорту единомышленников, зачастую привлекая
и противников (милостью, наградами, иногда – просто приказами). Постепенно
удалось наладить сложное и затратное дело покупки земли, строительства домов,
больниц, школ, перевозки и обслуживания множества русских паломников, которые
прежде подвергались открытому грабежу, обману, унижениям при переездах на
иностранных судах, без знания языка и местных обычаев.
Паломничество
Константина Николаевича в Святую Землю сыграло огромную роль в упрочении
позиций России и Русской Церкви в сложной международной обстановке середины Х1Х
века. По возвращении в Петербург он был назначен Председателем учрежденного
весной 1859 года Палестинского комитета, преобразованного позже в Палестинскую
Комиссию при Азиатском департаменте МИД.
Время летит быстро, и через 22 года уже его сын, великий князь Константин
Константинович, с двоюродными братьями, сыновьями Государя Александра П,
великими князьями Сергеем и Павловм Александровичами, сподобился поклониться
святым местам, что было приурочено ко дню равноапостольного Императора
Константина и его матери Императрицы Елены 21 мая 1881 года. Как и отец,
вел.кн. Константин Константинович пробыл в Святой Земле десять дней (с 21 по 31
мая), но распорядок пребывания был более
свободным. Братья смогли больше времени уделить молитве, в особенности у Гроба
Господня. Проведя половину отпущенного им времени в этом храме, они получили
благословение – кресты с частицами Животворящего Древа Господня из рук
Иерусалимского Патриарха Иерофея.
Архимандрит
Антонин (Капустин)[13], возглавлявший тогда
Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, писал: «От высоких гостей майских все в
восторге… Они очаровали своею чистотою, искренностью, приветливостью и глубоким
благочестием в духе Православной Церкви». Кресты, с вложением мощей
великомученика Георгия Победоносца, были вручены высоким паломникам
архимандритом Антонином (Капустиным) накануне их отъезда, 30 мая, в домовой
церкви Духовной Миссии. Эти дни не были забыты великим князем и поэтом Константином
Константиновичем, и уже в сентябре 1881
года, в гостях у сестры, королевы Эллинов Ольги Константиновны[14], родились строки,
повествующие об исцелении через покаяние:
Но лишь души твоей больной
Святая песнь коснется,
Мгновенно скорбь
от песни той
Слезами
изольется[15].
Петр Ильич Чайковский в письме к
великому князю обратил внимание на эту особенность поэзии еще юного поэта. « Так
как вы имеете счастье обладать живым, теплым религиозным чувством (это
отразилось во многих стихотворениях Ваших), то не выбрать ли Вам евангельскую
тему для Вашего ближайшего крупного произведения? А что если бы, например, всю жизнь
Иисуса Христа рассказать стихами?
Нельзя себе представить более колоссального, но вместе с тем и более
благодарного сюжета для эпопеи. Если же Вас пугает грандиозность задачи, - то
можно удовольствоваться одним из эпизодов жизни Иисуса Христа, напрмер, хотя бы
Страстями Господними. Мне кажется, что если с евангельской простотой и почти
буквально придерживаясь текста, например, евангелиста Матфея, изложить эту
трогательнейшую из всех историй стихами, то впечатление будет подавляющее». Замысел композитора
воплотился в создании исторической драмы «Царь Иудейский»[16], которая стала не только
культурным, но и духовным, религиозным явлением эпохи.
Константин
Константинович, как и его родители, с 21 мая 1882 года до конца своей жизни был Почетным членом
Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), Почетным членом
Русского археологического общества в Константинополе (1895) и сподвижником
своего друга вел.кн. Сергея Александровича и , позже, его вдовы Елизаветы
Федоровны[17].
Старший сын Константина Константиновича, князь Иоанн Константинович, с
отрочества состоявший членом ИППО, 8/21 сентября 1913 года совместно с великой
княгиней Елизаветой Федоровной принял участие в закладке в С-Петребурге храма
во имя св. благ. вел.кн. Александра Невского (Барградского). Этот храм
постановлением Синода 29 ноября 1911 года
был принят в ведение Палестинского общества. При участии членов
великокняжеской семьи Константиновичей было выстроено более сотни зданий,
имевших просветительское и благотворительное назначение, собраны средства для
работы десятков школ, больниц, общин сестер милосердия, организован
многотысячный паломнический поток в
Святую Землю. По всей России Вербное
воскресенье стало традиционным днем сбора пожертовований в фонд Палестинского
общества, одного из самых массовых обществ в предреволюционной России.
Но в 1914 году
началась Первая Мировая война, в преддверии которой князь Олег Константинович,
выехав в Бари, принимал участие в ускорении строительства старнноприимного дома
и храма для русских паломников. Во время
войны турецкие власти выслали из Палестины русских священнослужителей, старших
монахинь, настоятельниц. После 1917 года русские обители утратили связь с
Россией, остались без средств к существованию, без государственной и правовой
защиты. В 1951 году в Иерусалим приехала дочь великого князя Константина
Константиновича, сестра алапаевских мучеников Татьяна Константиновна[18]. Приняв постриг с именем
Тамара, она возглавила общину.
Три поколения
одной семьи вложили свои таланты, силы, душу в служение Богу, прославлению
места Его земной жизни. Старшие отстаивали на международном и государственном уровне устройство
практической жизни Русской Палестины. Следующее поколение служило Богу
молитвенным и творческим горением, словом, отражавшим Свет Слова Божественного.
А внуки служили добровольным несением Креста, сознательным приятием Чаши, пройдя
свой Крестный Путь. На Елеонской горе, в Спасо-Вознесенском женском монастыре
покоится матушка Тамара и хранится икона ее братьев, алапаевских мучеников
князей Иоанна, Игоря, Константина[19], прославленных Зарубежной
Православной церковью.
Ганф Татьяна Иннокентьевна.
[1]
Тень птицы. И.А. Бунин. Собр. Соч. в 4-х т. М.,1988,том 2, с. 68.
[2]
Игумения Тамара (1890-1979), в миру – Татьяна, княжна крови императорской, дочь
вел.кн. Константина Константиновича, сестра алапаевских мучеников. В замужестве
с 24.08.1911 г. За князем Константином Александровичем Багратион-Мухранским
(убит в бою 19.05.1915г). В 1946 г. Приняла постриг в Женеве от мтрп. Анастасия ( Грибановского). Настоятельница
Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря.
[3]
Константин Константинович (1858-1915), великий князь. Президент Академии наук,
командир л-гв. Преображенского полка, командир роты л-гв. Измайловского полка.
Поэт, переводчик, музыкант, композитор, реформатор системы военного образования
и воспитания, благотворитель. Помощник Председателя Императорского
Православного Палестинского общества.
[4] Константин Николаевич (1827-1892), великий
князь. Принимал горячее участие в Палестинском деле (организация перевозок
паломников, устройство странноприимных домов, оказание помощи больным
паломникам, устройство русской библиотеки в Иерусалиме, планомерной организации
работы русских ученых в Иерусалиме и на Ближнем Востоке). Его начинания не встречали поддержки ни в
Министерстве иностранных дел (К.В. Нессельроде, А.М. Горчаков), ни в Св.
Синоде. Только сочувствие его брата – Государя Александра П, помогло
осуществить грандиозные меры по созданию «Русской Палестины».
[5]
Александра Иосифовна (1830-1911), великая княгиня, урожденная принцесса
Саксен-Альтенбургская, жена вел.кн. Константина Николаевича с 30.08.1848г. Дети: Николай, Ольга, Вера, Константин,
Дмитрий, Вячеслав. Активная благотворительница, Попечительница, деятель РОКК и
Женского Патриотического о-ва, русского музыкального о-ва, духовная дочь о.
Иоанна Кронштадтского.
[6] Переписка императора Александра П с великим
князем Константином Николаевичем. Дневник великого князя Константина
Николаевича. 1857-1861., М. 1994г.
[7]
Архимандрит Порфирий (Успенский), 1804-1885), епископ Чигиринский, викарий
Киевский. Инициатор и организатор первой Русской Духовной Мисси в Иерусалиме.
За время путешествия по Палестине и Сирии собрал и вывез в Россию богатую
коллекцию древнейших рукописей. С его именем
связывают открытие Синайского кодекса 4 века в библиотеке монастыря св.
Екатерины на Синае.
[8] «Материалы к биографии еп. Порфирия(Успенского) в 2-х т.// Издание
Академии наук, исполненное под ред. П.В. Безобразова на завещанные еп.
Порфирием средства. СПб. 1910.
[9] Мансуров Борис Павлович 1826-1910). Чиновник
особых поручений Морского мин-ва. Выполнял поручения в.кн. К.Н. по устройству
богоугодных заведений в Палестине, впоследствии Управляющий делами
Палестинского комитета, член Госсовета, сенатор.
[10]
Переписка Имп. Александра П…
[11] Хиос (Деян.20.15) – один из островов
Эгейского моря, неподалеку от Патмоса.
Здесь останавливался св.ап.Павел во время своего последнего путешествия из
Филипп в Иерусалим.
[12]
В ночь с 25 на 26 июня 1770 года в Чесменсокй бухте произошло сражение, в
котором русская эскадра под командованием графа А.Г. Орлова-Чесменского
уничтожила турецкий флот..
[13]
Архимандрит Антонин (Капустин),
1817-1894) – выдающийся деятель русского православия в Иерусалиме и на Востоке.
В 1865 г. Назначен начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме.
[14]
Ольга Константиновна (1851-1926), великая княжна, старшая дочь вел.кн.
Константина Николаевича и Александры Иосифовны. Супруга Короля Греции Георга 1,
застреленного в мае 1913 года. Ольга была регентом Греции в ноябре-декабре 1920
г.
[15]
Из цикла «Библейские песни» (сентябрь 1881г). К.Р. Избранное. М. Советская
Россия, 1991.
[16]
Константин Константинович, работая над этим замыслом почти 20 лет, закончил его
в 1903-1913 гг. Музыку к постановке написал А.К. Глазунов.Премьера состоялась
11.01.1914 года на сцене Эрмитажного театра. Автор исполнит роль Иосифа
Аримафейского, будущие новомученики, князья Иоанн, Игорь, Константин, его
сыновья, также приняли участие в спектакле.
[17]
Великий князь Сергей Александрович(1857 – 1905) – Основатель и Президент ИППО. После его трагической кончины вдова –
вел. кн. Елизавета Федоровна (1864-1918) возглавила ИППО.
[18]
Татьяна Константиновна (1890 – 1979), княжна крови императорской, дочь вел.кн.
Константина Константиновича и вел.кн. Елизаветы Маврикиевны. В 1-ом браке с
24.08.1911г. за кН. К.А. Багратион-Мухранским (убит в бою в 1915г). Дети
Теймураз и Ниталия. Во 2-ом браке за А.В. Короченцевым(ск. в 1921)
[19]
Князья крови имепраторской, сыновья вел.кн. Константина Констаниновича и
вел.кн. Елизаветы Маврикиевны. Иоанн (1886 - 1918), Константин (1890-1918),
Игорь (1894 – 1918), боевые офицеры, участники Первой Мировой войны, сброшены
живыми в шахту в Алапаевске на следующую ночь после убийства царской семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий