воскресенье, 7 июля 2013 г.

к 90-летию со дня гибели в Алапаевске



Материалы для жития Князя Крови Императорской  Константина Константиновича
          ( к 90-летию со дня гибели в Алапаевске 18 июля 1918  года)

Посвящается 1770-летию св. равноап. Царя Константина
                        150 –летию со дня рождения вел.кн. Константина  Константиновича
                                - отца святых князей Алапаевских мучеников.

      


          « И раб Мой Давид будет князем у них вечно.
                И заключу с ними завет мира,
               завет вечный будет с ними».
                              ( Иезекииль, гл. 37: 25-26.)


               « ЗВАНИЕ СВОЕ НЕ ОТ ЧЕЛОВЕК ПРИЕМ».
                  (Тропарь св.равноап. царю Константину)

          Князь Крови Императорской Константин Константинович родился в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге 20 декабря 1890 года ( 2 января 1891 года – новый стиль).
В этот день православная церковь празднует память свщмч. Игнатия Богоносца, предпраздненство Рождества Христова, иконы Божией Матери Новодворской, писанной св. мтрп. Всероссийским Петром.  Образ сей восходит к образу Одигитрии , увенчанной символом царской власти - короной , как и Богомладенец.
          Новорожденный князь был третьим сыном в семье великого князя Константина  и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, после братьев кн. Иоанна и кн. Гавриила. Он был и третьим  в семье, носящим имя Константина – после вел.кн. Константина Константиновича (отца) и вел. кн. Константина Николаевича (деда).
          Имя св. равноапостольного царя Константина дано было ему  при крещении 13/26 января 1891 года ( попразднство Богоявления), с  приличной случаю торжественностью.
           Имя этого царя, утвердившего христианство как государственную религию, было значимым в России 19 века, мечтавшей о  возвращении древнему храму Св. Софии в Константинополе  статуса христианского храма, ощущавшей  Россию преемницей Византии. Наименование мужчин греческого Королевского рода и  русской Царской семьи сим именем воспринималось  жестом международным и политическим. Та Великая война, в которой приняли участие братья кн. Иоанн, Игорь, Константин была в конечном счете «война за проливы».
           При крещении  присутствовала почти вся семья Романовых, включая Государя императора Александра Ш (бывшего крестным отцом), Государыню Марию Федоровну, вел.кн. Елизавету Федоровну, вел. Кн. Александру Георгиевну (крестную мать, которая в своей земной жизни не долго молилась о новорожденном и скончалась 12.09.1891г., родив сына Дмитрия). Государь дал имя младенцу, внуку вел. кн. Константина Николаевича, которого недолюбливал, отстранив его от государственной деятельности по восшествии на престол. Передав имя деда новорожденному, незлопамятный Император Александр Ш примирялся с тяжелоболевшим в это время бывшим  Морским министром, реформатором судебной и правовой системы России, способствовавшего крестьянской реформе, активным деятелем общества восстановления православия на Кавказе, Палестинской миссии.  Кстати, по  протоколу крещения дед был  в числе восприемников. Ровно через год, в ночь с 12 на 13 января (25/26 нов.ст.) вел.кн. Константин Николаевич почил о Господе в Павловске.   
         Само имя Константин «указывает на постоянство, устойчивость, определенность…Но Константином зовут за непостоянство… В самом деле, нет характера с большим непостоянством, нежели характер Константина…» . Оно « не зависит от чего-либо, а само есть первичная черта характера. В Константине наиболее характерен какой-то немотивированный каприз, нетерпеливость к бытию, в том числе и к самому себе». «Каприз, неотъемлемая от Константина изысканность, побуждающая его действовать наперекор толпе, Но если это и каприз, то счастливый, Колумбово яйцо, которое дает в одних случаях новую эпоху, в других – новое  направление, в третьих_ новый ослепительный поворот мысли». «Он гордится своей чуткостью…,имперессионизм – его стихия.» «Константин – характерное имя декаданса, - и завершенных циклов истории, и падающих культур, и кончающихся направлений мысли, и отдельных родов… И не без причин именно с Константином связала себя угасающая Римская Империя». (Павел Флоренский .«Имена»). Возможно, это частное мнение  священника и философа об имени и его связи с личностью  может быть приложено и к некоторым сторонам жизни трех Константинов, принадлежавших к ветви Дома Романовых.
             Это имя принадлежало не только новорожденному князю, его отцу, деду, но и  мощным фортам в Кронштадте и Севастополе, волости в Гдовском уезде, военным кораблям – все это в память деда, Морского министра. Имя отца было дано поселку на острове Шпицберг, экспедицию на который он опекал и березовой роще рядом с церковью Спаса – Преображения в Стрельне, Константиновской гимназии, которую учредила и содержала семья. Вселенский масштаб, вечность и ответственность перед вечностью ощущались им острее, чем многими другими мальчиками.
             Все три имени : Моряка и реформатора флота (деда), Президента Академии наук и реформатора военного образования,  поэта, посвятившего свою лиру Духовному(отца) и младшего Константина ,капитана л.гв. Измайловского полка (сына) объединились в созидании храма Спаса – на Водах (Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и свт. Николая). Праздником этой мемориальной церкви в память погибших моряков был первый Спас. Образ Спаса и храмы Спаса издревле были княжескими символами, одицетворением  власти, нисходящей по благословению Божиему на земного князя. Так ненавистен был богоборцам крест сего храма , «победоносно явився на страсти и бесы»,что снесен был великолепный храм, выброшены доски с именами погибших защитников Отечества. Но чудом Божиим сохранился, спрятанный в подвалах музея, образ «Спаса Нерукотворенного» ,дар молодых Константиновичей, повторение работы В.М.Васнецова для усыпальницы уб. генерала Мина.   А место Гефсиманского борения стало местом вечного упокоения св. прп. Елизаветы – их сострадалицы по Алапаевской шахте.

                  « ЕСТЬ СИЛЫ НА РУСИ СВЯТОЙ»
                     ( К.Р. Из стихотворения «Цветущий запад»).

         Младший Константин родился в день, который с 1908 стал днем памяти святого Иоанна Кронштадтского. В день, когда  князю исполнилось 18 лет, Кронштадт, Петербург, вся Россия узнали о кончине любимого Батюшки, который был дорогим, всегда желанным гостем и в их доме. Как св. Игнатий Богоносец был в младенчестве благословлен Спасителем, так младенец князь Константин был благословлен святым праведным Иоанном Кронштадтским, постоянно навещавшим семью своей духовной дочери вел.кн. Александры Иосифовны.
            Как и другие дети в семье, он получил при крещении крест с вложением частицы  Ризы Господней . Крест – энкалопий, «ковчег, держащий Твою, Владыко Христе, световидную одежду», соединял их и с днями трехсотлетней давности. Портреты первых Государей, инокини Марфы, других предков Романовых висели на стенах их детской в Мраморном дворце и составляли семейную галерею портретов. Поэтому история была наглядна и  доступна. Все стены детской половины украшены были в древнем стиле, как и двери и ручки дверей. Диковинные узоры из древних рукописных русских книг и летописей ожили резьбой и многоцветной росписью. Вышитые полотенца украшали иконный угол со старинной Владимирской Богоматерью, освещенный лампадой.
           Отец любовно изучал родную историю, почитал и знал  отечественных святых, дни их памяти и тропари. Это передавалось и сыновьям. Историю им преподавали такие светила , как С. Ф. Платонов, Георгиевский, искренне любившие Родину. Тем более, что в день св. царя Константина 21 мая\ 3 июня , церковь чтит и св. князя Константина Святославича, крестителя Мурома (основателя Спасского монастыря в Муроме). Погребен он с сыновьями князьями Михаилом и Федором (ск. В 1129 г.). Им посвящена замечательная икона с 87 клеймами, самая большая в мире, представляющая исторический интерес и вызывающая восхищение искусством иконописания. На этой иконе они изображены в княжеских шубах и шапках, с мечами( символами княжеской власти) в левой руке. Брат Михаил держит в правой руке пальмовую ветвь, а Константин – державу.  Мощи их почитаемы, прославлены многими чудесами. Архимандрит Мисаил в 1896 году опубликовал обширное исследование « Св.благ. кн. Константин Муромский».
           Посетив в 1908 году с семьей Ярославль, молодой князь Константин поклонился святым мощам и иконам   князя Константина (Улемец) , Мощи его , и брата кн. Давида, и их отца кн. Феодора обретались в Спасо – Преображенском соборе . « От юности вашей Христове любви прилепившееся, святии, усердно закон и оправдания Того сохранисте» так восхваляет святую княжескую троицу посвященный им канон. Ярославль хранит память и еще одного святого князя - Константина Всеволодовича, павшего в битве с татарами на Туговой горе в 1255/57 г.  Когда сестра княжна Татьяна Константиновна вышла замуж за князя Константина Багратиона, они ближе узнали жития двух грузинских князей – мучеников, тезоименитых свояку, потомку древнего грузинского царского рода.
           Как не вспомнить слова пророка Иезекииля, обращенные к птицам и зверям полевым: «И насытитесь за столом Моим конями, и всадниками, мужами сильными и всякими людьми военными»(Иезекииль, 39: 17 – 24 ). Этот же пророк определил и долю князя во владениях народа, и его удел, и законы наследования. «Ворота (восточные) сии будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господем, войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет» (Иез. 44: 1 – 3 ). Много чести князю, он облечен властью, почетом, но недаром символ его власти – меч, стремена, стяг (стягивавший войска), золоченый шлем(чтобы виден он был в бою и врагу, и  своим воинам). Жития святых князей русских полны трагических страниц : битв, предательства и пыток, отрешения от власти и заточения, принятия сана монашеского и смирения пред Богом в нищете и юродстве. Входит князь в мир сей почетными восточными воротами, хлеб свой ест пред Господом и выходит чрез те же врата, подчиняясь не своему желанию, а Божьему соизволению. Княжество на Руси имело свой законодательный, мистический, традиционный аспект, который в полной мере не исследован историками, но был усвоен как долг чести перед Родиной молодыми княжичами Константиновичами. Их мечтой было умереть за Родину.
           Мать, урожденная принцесса Саксен – Альтенбургского герцогства, где  почитаемым и передававшимся по наследству было имя Маврикия (европейская транскрипция Морис). В Швейцарии и Германии бережно сохранялась память о сем чернокожем воине, предводителе  Тебанского легиона (6600  солдат), отказавшегося истреблять христиан по приказу Диолектиана,  По его же приказу воины Маврикия были изрублены  22 сентября 286 года в Агоне. Имя св. Маврикия носили два миссионерских монастыря, позже был учрежден военный орден его имени. Подвиг св. Маврикия и его легиона – на картине Эль Греко воспевает благодать смирения и послушания Богу в нарушение воли земного царя.
           Памятен еще один святой – византийский царь Маврикий, замученный в Сирии 26.Х1. 602 г., переживший мученическую смерть пяти сыновей и пяти дочерей и непрестанно повторявший: «Ты праведен, Господи! И суд Твой исполнен правды». Дедушка Мориц (герцог Саксен – Альтенбургский) , не дожил до  Первой Мировой войны, где он, генерал прусской армии, воевал бы со своими внуками и многочисленными  русскими родственниками, будучи правнуком Императора Павла  1. Но бабушка Августа Луиза узнала все печальные новости и скончалась 11 ноября 1919 года в городке  Альтенбурге (старом городе), упоминаемом в летописях в Х веке. Герцог Мориц был категорически против брака дочери Елизаветы с русским великим князем, повторяя, что « В России так неспокойно, вечно там что-то происходит».Но именно в Альтенбурге вдова Елизавета нашла приют , смогла поднять оставшихся детей и была  похоронена в имении своего брата , на лугу – среди цветов и деревьев. Ее письменное завещание  сохранило ее желание «когда будет возможно, перенести ее в Россию и похоронить рядом с возлюбленным  супругом» (Воспоминания Игуменьи Тамары).

              




                 «ЧУВСТВА ПРОСТЕР К НЕБЕСИ  И
                   ЗВЕЗДНУЮ НАВЫКНУВ ДОБРОТУ»
                    (Седален канона св. равн. Царю Константину) 

             
                   Кроме святых князей , в святцах есть и святой митрополит Киевский и Всея Руси Константин, грек, управлявший русской церковью с 1155 по 1158 год.  В день его памяти ,5/18 июня отмечались именины брата -  князя Игоря . Поставление его Вселенским Патриархом вызвало смуту на Руси и непослушание вел.кн. Изяслава П. Чтобы прекратить смуту , мтрп. Константин удалился в Чернигов, где и скончался, оставив завещание. «После моей смерти не предавайте погребению тело мое, но, привязав веревки к ногам моим, извлеките меня из города и бросьте на съедение псам. Я согрешил. Из-за меня произошел  мятеж, пусть будет, зато на мне рука Господня, пусть я пострадаю, да отвратит Господь несогласие и раздоры от народа Своего!».Три дня тело блаженного митрополита лежало за городской стеной , и три ночи сияли 3 огненных столпа до неба. В день его погребения  в Чернигове была прекрасная погода, а в отвергшем его Киеве, где пребывал князь, нарушивший установления церкви, случилась страшная буря, вызвавшая глубокое покаяние согрешившего князя.
            День 17  августа отмечает память семи отроков Эфесских, среди которых есть и Константин, и Иоанн. Тропарь семи отроков вполне может быть отнесен и к Алапаевским мученикам. « Велия веры чудесе, в пещере, яко в чертозе царском, святии седьм отроцы пребыша, и умроша без тли, и по мнозех временех воссташа, яко от сна, во уверение воскресения всех человеков. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас». Только в шахте – пещере  Алапаевска  «умроша без тли» восемь Христиан , соединивших символ восьмиконечного креста и  служение Царю Царей великого князя, князей Крови императорской, болярина, слуги (купеческого сословия), инокини и послушницы.
            Отвечая на письмо игумена Серафима, сопровождавшего тела Алапаевских мучеников, мать страстотерпцев – князей так  вспоминала своих детей:    «Многоуважаемый отец Игумен. Получила я Ваше письмо и книги. Сердечно благодарю Вас. Я удивляюсь, что Вы не получили мое письмо, отправленное в прошлом году через С.Н.Смирнова. Трудно мне ответить на Ваш вопрос о душевных качествах моих детей. Все же постараюсь исполнить Ваше желание.
            Сын мой Иоанн с малых лет отличался любвеобильным  сердцем и самоотвержением. Посещать храм Божий – высшая его радость. Он сохранил душевную чистоту до конца. Часто утешал в горе людей для него чужих. Был хорошим сыном, мужем, отцом и сослуживцем.
              Константин был натура откровенная, нежный сын и брат, трогательно заботлив  к своей младшей сестре, которую крестил. Во время войны находился в строю своего полка, где и получил из рук Государя Георгиевский крест.
             Игорь – более других одаренная натура. Веселый, жизнерадостный и очень религиозный, как все наши дети. 29 декабря/11 января 1923 года. Альтенбург, Тюринген . С пожеланием всего доброго. Елизавета».

       

        « ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИТЕСЯ,
           ВО ХРИСТА ОБЛЕКОСТЕСЯ»
              (Гал. 3 : 27).

           
       
          Любимая мама, смешно искажающая некоторые русские слова на немецкий манер,  носила  имя святой  праведной Елизаветы, как и  тетя Елизавета Федоровна – далекая потомица святой праведной Елизаветы Тюрингской. И  древние иконы и витражи с изображением этой святой удивительно напоминали православные иконы Божией матери «Всех скорбящих радосте». Возглавляемое мамой Общество Попечения о бедных и больных детях эту икону избрало своей покровительницей, и тысячи больных и несчастных детей попечением Божией матери и праведной Елизаветы  обретали приют, хлеб насущный, заботу и любовь.
         Их мама не только собирала огромные средства для строительства, содержания учреждений, для обучения и лечения. Но и повседневно вникала во все дела, посещала лечебницы, беседуя с каждым ребенком, присаживаясь на его кровать и лаская его, рискуя перенести своим девятерым детям смертельное заболевание: туберкулез, скарлатину, тиф, которыми болели эти дети. Ее кровные дети перенесли и тиф, и дифтерит, и коклюш, а младенец княжна Наталия умерла в трехмесячном возрасте   от менингита. И все же милосердная великая княгиня Елизавета Маврикиевна не оставляла своего служения. Находившийся вдали от родителей и скучавший о них кн. Иоанн пишет матери, мечтая поделиться с ней своими душевными переживаниями « Ты долго говорить не можешь, т.к. не любишь оставаться без работы». Но какая ласка, какое откровение  перед матерью в письмах ее сыновей, какая благодарность. « Я чувствую, что Ты всегда молишься за меня Богу в трудные для меня минуты». «Дорогая моя Мамочка, я не могу тебе сказать, до какой степени меня трогают твои письма. Письма не простые, а сердечные – письма «Мама». Я в них вижу сердечность и глубокую сердечность. Спасибо тебе от души. Я всей душой постараюсь исполнить то, что ты мне советуешь» ( март – июль 1908 г.)
         Дети совершали дела милосердия через пожертвовавания  из своих личных денег, собственноручное приготовление подарков, жертвование своей одежды Обществу помощи бедным Кронштадта и Колпино, посещением больных. Все знают, что труднее всего проявлять любовь и заботу к самым ближним. Княжичи постоянно навещали больного, парализованного, лишенного речи дедушку вел.кн. Константина Николаевича, совершая с ним прогулки по парку, пешком сопровождая его коляску и стараясь угадать и выполнить желания больного. Они старались порадовать бабушку – вел. Кн. Александру Иосифовну, даже когда она , уже слепая, почти не покидала своих покоев , за исключением церкви. Они помогали своим бывшим няням, служащим, воспитателям – вниманием, деньгами, памятью. И люди платили им искренней привязанностью.
           Двенадцатилетний кн. Константин, прогуливаясь с сестрой Татьяной, помог подняться внезапно упавшему на скользкой мостовой незнакомому генералу, отряхнул его одежду, позаботился о нем. Тысячи мелких подарков для крестников, педагогов, прислуги, товарищей по корпусам и военной службе, внимание к их делам, здоровью. Всегдашнее желание помочь и поддержать в трудную минуту. Самым страшным наказанием за шалости или лень было запрещение на поездку в корпус для строевых занятий, или в Ялтинскую гимназию на уроки физики.
         
         « С ДЕТСТВА СЕБЯ ВОСПИТАТЬ НАДО»
                   ( из дневника кн. Олега К.)        
           Из окон Мраморного дворца можно было следить и за панорамой Невы, никогда не скучной, и за событиями на Марсовом поле. Парады, проходившие здесь, перед казармами л.гв. Павловского полка, были очень красивы, и особенно   впечатляли конные атаки. (Гавриил, стр. 37)
            Но великолепие парадов скрывает громадную работу. Готовясь к военной службе, мальчики учились и держать строй, и перестраиваться, и делать артикулы, и владеть оружием на строевых занятиях в кадетских корпусах. Но учились они и чистить свою обувь, одежду , медные пуговицы. Фехтование, умение собрать и разобрать оружие, чистить его преподавали унтер-офицеры. Каждый из братьев умел ухаживать за своим конем, взнуздать его, распрячь. Дяденька, знаток конного дела, учил следить за сбруей, состоянием копыт и дыханием коня. Предстоящая им служба в Конной гвардии была немыслима без хорошей выучки верховой езды. Мистическая же сторона связи князя и его коня  проходит через летописи, былины, сказки русского народа.
            Сохранились их конспекты по многим военным предметам, которые они изучали, в отличие от строевых занятий, у себя дома, сдавая экзамены строгой комиссии по программам тех учебных заведений, в которых они числились. Князь Константин , по возрасту отставая от двух старших, старался выполнять все наравне с ними. Учение не всегда легко давалось ему, но он упорно работал . « Про него говорили, что он неумный. Тогда, каждый раз отец возражал: Он совсем не глупый, он просто не такой блестящий, как Олег» (Воспоминания сестры кн. Татьяны – Игуменьи Тамары)
            Тема трех братьев – князей существует в русской истории, в литературе с древнейших времен. На Русь призваны были три варяжских князя – братья Рюрик, Синеус, Трувор . Наследниками св. князя Владимира  были только три старших сына, которым смиренно починились св. Борис и Глеб , принеся добровольную жертву ради единства Русской земли. Три старших сына князя Ярослава вершили судьбу младших. Как промыслительное  водительство Пресвятой Троицы   - избрание трех братьев кн. Иоанна, кн. Константина и кн. Игоря для подвига , к которому они себя готовили с детства. Они не могли дождаться, мечтали служить Родине , Государю и мечтали погибнуть за Родину, за  Царя. Они представляли военное служение не в качестве лестницы званий, собрания наград, ради который выигрываются сражения, уничтожается противник. Это были чистые, романтичные, детские и наивные мечты о подвиге, о гибели в бою за Родину, которые осуществились во всей их чистоте.  
             В раннем детстве у князя Константина была общая спальня с сестрой Татьяной,   присутствие женщин и сестры в раннем детстве наложило свой положительный отпечаток на его характер. Он вырос общительным, коммуникабельным, располагающим к себе, очень привлекательной внешности, при том глубоко верующим, ответственным, патриотичным.
            По желанию отца он был зачислен кадетом в Нижегородский Кадетский корпус, с которым был знаком, жил там на общих основаниях ( в марте 1904 г), переписывался с кадетами, участвовал в учениях. По окончании  корпуса он поступил на офицерские курсы Пажеского корпуса, который отлично закончил, получив чин камер – пажа. Сей малый чин  впервые был присвоен юноше царского рода, поскольку по должности он должен был не только служить в армии, но и прислуживать на обедах, балах, официальных приемах, держа в руках веера, цилиндры, опахала и трости, нося шлейфы и ,открывая двери, сопровождать членов Императорской семьи. Принадлежа к большой семье  Константиновичей, он был рад расширить свою семью братством пажей, блестящей плеяды русских офицеров, разделяя и их славу, и их обязанности, которые кто – то мог посчитать для себя унизительными.
           Лучшие педагоги занимались с ними дома. Но , вступив в полковое братство, они поняли, что многого не знают, не  умеют. Взрослая офицерская жизнь оказалась очень непростой, несмотря на педагогический талант Николая Николаевича Ермолинского, приучавшего их к самостоятельным передвижениям без лакеев и камердинеров, расходованию карманных денег, планированию своего дня и маршрута, умению поставить себя в полной условностей и традиций  общественной жизни военной аристократии.

           ЧЕСТИ МОЕЙ НИКОМУ НЕ ОТДАМ
            (надпись на мече св. кн. Довмонта – Тимофея)

           Упорным и усиленным трудом получали  братья самые малые чины и звания. Князь Константин заслужил чин капитана  в рядах л.-гв. Измайловского полка, боевую летопись которого он вел в годы Великой войны до своего назначения в Свиту  Его Императорского Высочества Государя Императора. Будучи флигель – адъютантом Государя, он был в 1916 году в числе самых близких лиц, которые были допущены не только  к делопроизводству, но и  в круг семейных забот, радостей. Царская семья трогательно опекала братьев, их мать, сестру в дни потери близких, почти ежедневно бывая в Павловске с осени 1915 года до трагической зимы 1916г.
           Государь и Государыня  никогда не относились формально к своим обязанностям Крестных отца и матери. Николай Александрович был восприемником убиенного на поле брани кн. Олега, а  Александра Федоровна – княжны Веры Константиновны, родившейся 13/26 апреля 1906 года. Отец записал в дневнике : «За завтраком сидел подле Императрицы Александры Федоровны . Просил ее крестить вместе с нашим Костей маленькую Верусю, и Императрица по – видимому этому обрадовалась.( 19.1У.1906г.) До конца своей жизни княжна Вера хранила подарок  крестного – Библию в бархатном переплете с дарственной надписью. Но самое главное – она хранила память о своих восприемниках, поскольку мать  оставалась лютеранкой , а отец скончался в 1915 году. Именно брат Константин и Государыня всю жизнь были для нее молитвенными заступниками, «Благочестия держателями»(из канона Воздвижению Креста Господня). «Помню, как он пришел к завтраку, приехав в отпуск, и пошел являться к больному отцу. Меня от радости и волнения душили слезы: «У Кости Георгий!». Он был моим крестным отцом , очень заботливым. Отличался большой добротой и шармом, и характером скорее походил на мать».( Воспоминания княжны Веры К. «Исторический сборник». 1996 г).
           Он простился с родителями 2/ 15 августа , И  уже через две недели в газетах было опубликовано о гибели  Командующего 2- ой армией генерала Самсонова и о пленении кн. Константина, сражавшегося в рядах л.гв. Измайловского полка там же под Варшавой, но  в действительности, избежавшего плена. Кн. Константин дольше всех братьев оставался в строю действующей армии, проявив себя храбрым солдатом, грамотным и заботливым офицером (свидетельство архим. Серафима, встречавшего его на фронте в боях, под огнем неприятеля). Награжден он был за подвиг спасения полкового знамени во время трудных боев на Австрийском фронте, лично Государем.
           Последний раз кн. Константин и кн. Игорь были у Государя 12/25 января 1917 года, очевидно, в связи с именинами княжны Татьяны и их сестры Татьяны К., днем крещения кн. Константина в 1891 году и после печально знаменитого письма в защиту вел.кн. Дмитрия Павловича. Мучительное беспокойство за Царскую семью,   невозможность  общения с ними, горечь страданий за Родину и невозможность защитить тех, кого они были призваны защищать, усугублялись раной, аналогичной ране ап. Петра, который трижды отрекся от любимого Учителя, и искупил свою немощь сознательным шествием за Господом на Крест. Они раскаивались в том, что поставили свои подписи под письмом в защиту своего сверстника, любимого ими вел.кн. Дмитрия. Но они не верили, что он участвовал в убийстве Григория Распутина.
         В 1917 году, когда всюду создавались комитеты и объединения, ставившие себе самые противоположные цели,  в среде единомышленников, офицеров появлялся и кн. Константин Константинович в форме капитана л.гв. Измайловского полка. С.В. Марков свидетельствует: «Он произвел на меня хорошее впечатление простотой обращения и своей любезностью. Князь живо интересовался всем происходившим, искренне скорбел душой за несчастную Россию, но ни в каких заговорах он не участвовал и был далек от каких – либо организаций, что я могу категорически удостоверить». (Покинутая Царская семья. С.В. Марков). Находившиеся в эмиграции Измайловцы, всегда с любовью вспоминали своего Августейшего однополчанина. И последняя телеграмма, которую князь Константин хотел через  кого – то отправить в Петроград, была адресована поручику л-гв. Измайловского полка Петру Павловичу Ухтомскому с просьбой больше не писать и ничего не присылать. Телеграмму задержали на почте бдительные связисты и передали в ЧК.
        


           


                    БЛАГОДАТЬ УЕДИНЕНИЯ

          Десятилетний отрок Константин, получив деревенский опыт жизни в Прысках, познакомился там впервые с Оптиной пустынью. Монастырь был привычен для них, поскольку совсем рядом со Стрельной находилась Приморская  Троице – Сергиева пустынь, куда отправлялись и на службы, и на чай, и на прогулку. Монахи служили и в кладбищенской Успенской         церкви  на Стрельнинском кладбище рядом с пристанью, и в домашней церкви, устроенной в восточном корпусе Константиновского дворца. Службы в Приморской пустыни издавна славились не только благолепием и торжественностью, но и прекрасным звучанием хора, еще со времен служения в Стрельне протоиерея и музыканта о. Петра Турчанинова. Вел.кн. Константин Константинович выстроил отдельную келию в пустыни, где он мог говеть, подготавливаться к исповеди. В примыкавшем к келье отца  корпусе была устроена трапезная, в которой висело письмо, адресованное настоятелю Приморской обители:
           «Петербург. 1903. 6 мая. Дорогой Батюшка!
           Узнав от дяденьки, что Вы хотите сделать в трапезной каменный пол, мы собрали, сколько могли, из наших карманных денег и просим Вас принять эту лепту и помолиться о болящих Гаврииле и Олеге.
             Просят Вашего благословения Иоанн, Татиана, Константин, Олег. Игорь».
           В Оптину люди  шли, ехали, обращались за другим. Здесь был живой родник  старческого окормления мирских грешных людей. Здесь отец их был на покаянии в июне 1887 года, беседовал с прп. Амвросием, архим. Исаакием, состоял с ними в переписке, просил молитв о всех дарованных Богом детях, особенно во времена  их болезней, много размышляя о природе творчества, брал благословение на поэтические труды и присылал им свои книги.
          Дети побывали в Оптиной пустыни сначала в сопровождении воспитателя (17.У.1901 г.), затем несколько раз с отцом, благословляясь у старцев  игумена Ксенофонта и о. Иосифа.
          В годину войны, потеряв на поле брани многих однополчан, брата, деверя, похоронив отца, кн. Константин один,  не объявляя своего имени никому, прибыл в монастырь 2 апреля 1916 года (Воскрешение Лазаря). Был он в Скиту, беседовал со старцами. Только условия военного времени, требовавшие проверки документов, открыли его имя. Он просил ни в коем случае не устраивать торжественных встреч . В летописи осталась запись : Его  «смирение, благоговение, искренняя религиозность и простота – достойны удивления». Настоятелем в эти годы был  о. Исаакий (Бобриков), который  позже, в годы гонений на церковь не скрылся от преследователей, а заявил: «От креста своего не побегу», приняв мученическую смерть 8 января 1938 года.
            В 1917 году старец Нектарий говорил: «И вот, Государь теперь сам не свой, сколько унижений он терпит. В 1918 году будет еще тяжелее: Государь и вся его семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет великомученик». Когда-то, прощаясь с пантелеймоновской обителью на Афоне, вел.кн. Константин Константинович, увидев глубокий поклон старца, обращенный к нему, вспомнил «Братьев Карамазовых». Он  имел память смертную постоянно перед собой. «Я желал бы принять мученическую смерть. Но далеко мне до этого, не такую я жизнь веду». 13 июля 1880 г. Яхта «Держава».Мученический крест предстоял его детям, и старец предсказал его без слов и без слов был понят.

        « И ЛАСКОВО , И НЕЖНО
         С ДАЛЕКОЙ РОДИНЫ ГУДЯТ КОЛОКОЛА»
                       (К.Р. «Колокола» Штутгарт. 20,Х.1887г)

           В 1908 году семья, за исключением матери и двух младших детей, отправилась в паломничество от Твери вниз по Волге на пароходе. Живой дневник этого семейного поклонения русским святыням сохранился  в записях отца –вел.кн. Константина и сына –кн. Олега. Само основание Дома Романовых, русская старина, святыни, храмы, память святых князей, создававших  в горниле страстей и испытаний Великую Империю, протянувшуюся на  шестую часть суши всей земли – все это было так же важно, как и семейное воспитание, образование, военная школа, общение с европейскими родственниками и посещение Европы. То, что они изучали  как сухую науку – с датами, документами, историческими исследованиями, дополнилось живым свидетельством сохранившихся исторических пейзажей, зданий, молитвенным общением со святынями, устным преданием родной старины. «Только в процессе одухотворения и преображения в исторической памяти уясняется внутренняя связь, душа истории» (Н. Бердяев. «Смысл истории»).
           После тяжелых заболеваний дети в сопровождении врачей, педагогов и прислуги были на курорте в Швейцарии с мая по  сентябрь 1899 года.. Но уже вскоре они наскучили прекрасными горными видами, пейзанами и шарманщиками, бродячими циркачами и стали постоянно посещать церковь, в дни семейных праздников и именин заказывая Молебны, или  молясь мирским чином  в пансионате. Тем более, что их воспитатель М.К. Мухин( домашнее имя Тинтин) был ранее псаломщиком в Мраморном дворце. Крестовоздвиженская церковь в Женеве именно в год посещения  младших  Константиновичей оформила в правом приделе мемориал, посвященный 100- летию подвига Суворовских богатырей, пришедшегося  на этот год.
            Дети постоянно приезжали в эту церковь, о чем свидетельствуют счета в финансовом отчете. После революции именно в этой церкви кн. Татьяна (будущая Игумения Тамара) , будучи дважды вдовой, возглавит сестричество, славившееся многочисленными делами: попечительства, библиотеки, издания журнала, благотворительных балов, изготовления открыток для помощи нуждающимся, независимо от национальности и вероисповедания. В эмиграции оказались не только русские, но и киргизы, татары, кавказские народы, многие  были участниками Великой войны.
          Князь Константин с братом кн. Иоанном и сопровождавшим их Н.Н. Ермолинским совершили еще раз  путешествие по Европе, совмещая лечение на водах, образовательные экскурсии, посещение театров и музеев в августе 1908 года. Но прежде всего – все православные церкви, которые были на их пути. Гамбург, Женева, «Чертов мост». Милан. Генуя, Париж, Марсель, Берлин, Дрезден. Им повезло – внезапно заболевший отец подъехал к ним для лечения на водах Вильдунгена. Но письма полны не столько описанием увиденного, сколько ожиданием встречи с Родиной и родными, которые живописуются не в пример живее европейских красот, а посещения православных церквей – с подробностями встреч с настоятелями и прихожанами.
          Последним перед войной паломничеством стало посещение братьями и тетушкой –Королевой Эллинов Ольгой Константиновной Пскова и участие в строительстве храма на родине св. благ. Кн. Ольги в Выбутах. К сожалению, этот храм ныне превратился в курган памяти – прежде всего настоятеля храма убиенного прот. Григория, князей Алапаевских мучеников, и бесчисленных русских воинов, через несколько дней после этого торжества узнавших о начале Великой Мировой войны. Ежегодно Крестный Ход из Пскова в день св. Ольги  торжественно шествует к древней Ильинской церкви, где совершается Литургия, Молебен и Панихида. А в реках древней реки, помнящей еще лодку Ольги богомудрой, происходит крещение воинов, сопровождающих Крестный Ход. Многочисленные паломники располагаются на развалинах храма, строившегося Константиновичами и превратившегося в травяной высокий холм над рекой, в основании которого покоятся мощи св.  Арсения Печерского (Х1У в. Пам. 28 авг).


            « НЕ МНЕ , НЕ МНЕ, НО ИМЕНИ ТВОЕМУ»

           Семья Константиновичей на протяжении трех поколений окормлялась, содержала, участвовала в строительстве или создавала  на средства семьи множество церквей – выявлено 107. Из них в наши дни не менее 50 – действующие храмы, около 70 сохранились как помещения и здания (в Константиновской гимназии, в приюте эпилептиков во имя Царицы небесной, в Доме дешевых квартир). Для России это небывалые цифры, если вспомнить, что к   концу 70-ых г.г. ХХ века во всей Ленинградской епархии  было 47 действующих храмов.
           Для кн. Константина первым храмом была  дворцовая церковь Введения  во храм Пресвятой Богородицы (Дворцовая наб., д. 7, Мраморный дворец). В особом футляре хранилась семейная реликвия – старинный образ Нерукотворенного Спаса, принадлежавший боярину Н.Р. Юрьеву – Захарину, предку Романовых. Тщанием деда –вел.кн. Константина Николаевича было собрано немало святынь – частицы Животворящего Древа, камни из Святой  Земли, хрустальный ковчег с мощами святых, которые он привез, паломничая в Святую Землю, на Афон и посещая архипастырей  православных церквей Востока. С середины 90 – ых годов 19 века церковь окормляли монахи Александро – Невской лавры, в праздники служили наместники , или СПб митрополиты. Впоследствии иеромонах монастыря Макарий, ( архимандрит) стал Духовником  вел.кн. Константина Константиновича, а его брат прот. Александр Федорович Воскресенский  духовником   его детей.
            (До 1895 г. духовником был прот. Арсений Двукраев).
            В Павловске  Придворной считалась церковь Марии Магдалины, к которой были приписаны Петропавловская во дворце, переносная в бывших покоях вел.кн. Константина Николаевича, и построенная в 1914 году Спасо – Преображенская в Тярлево, рядом с любимым Краснодолинным уголком Павловского парка
             Храмы Спаса  были издревле  княжескими, которые строились как олицетворение княжеского престола, где хранились святыни, где упокаивались князи и их семьи. Иногда они посвящались Спасу Всемилостивому, или Спасу Нерукотворенному, но чаще – Преображению Господа. Высокоторжественным был ритуал освящения знамен гвардии в Красном селе в день Спаса Всемилостивого 1 августа. Собором всей гвардии считался  Преображенский , в котором до наших дней  дошли иконы переносного иконостаса для лазарета, подарок командира полка вел. Кн. Константина Константиновича.
             Рядом с  храмом в Тярлево, в ближайшем к нему доме с 1906 по 1920 год жил как частное лицо, дачевладелец купец Василий Муравьев, в будущем – святой прп. Серафим Вырицкий чудотворец.
     
             Преображенский храм был и в Стрельне,  считался Придворным, но фактически окормлял приход, содержа Стрельнинское кладбище и  Успенскую церковь при нем, Братство во имя ближнего с Богадельней , бесплатной воскресной школой для взрослых, Чайной, библиотекой. В Стрельнинском дворце  церковь была упразднена при назначении его владельца вел.кн. Константина Николаевича  в Варшаву. Позже разворачивалась по надобности походная с переносным антиминсом, в 1913 г. освящена во имя св. кн. Александра Невского и свт. Дмитрия Ростовского над покоями  вел.кн. Дмитрия Константиновича, и там служили монахи Троице – Сергиевой пустыни, где подвизался духовник иеромонах (архиепископ) Сергий, будущий новомученик.
             К 1917 году на полуострове за прудом, напротив Константиновского дворца было построена часовня (церковь) – подворье Шамординского женского монастыря. Освящать ее приезжал старец св. Анатолий (Потапов). Возможно, поездка в Оптину пустынь кн. Константина в 1916 году была связана со строительством подворья в Стрельне.
             Кн. Константин, продолжая попечительство Дома Романовых над Дмитриевской церковью села Коробово, посещал ее , приносил памятные подарки.( Иконостас и часть убранства в эту церковь в середине 19 века были переданы из Часовни Спасителя, устроенной в Домике Петра 1, с чудотворным образом Спаса Нерукотворного. Братья, по семейной традиции, как отец и дед особо почитали эту святыню и перед важными событиями своей жизни обязательно приезжали к этому образу и заказывали Молебен).
            Проживая под арестом в Алапаевске, братья имели утешение посещать великолепный Троицкий собор, в котором они получали духовные наставления и исповедывались у прот. Дмитрия Диева.(замучен большевиками , привязавшими его к  скачущей по железнодорожным путям лошади). До наших дней сохранился Екатерининский храм на кладбище со всем убранством и святынями. В этой церкви, освященной в 1915 году, была отслужена первая всенощная заупокойная служба у гробов мучеников. 19 октября  1918 г. их перенесли в Свято- Троицкий собор, где служилась заупокойная Литургия и отпевание. А последняя ночная поездка князей – мучеников к шахте осенялась крестами, возможно и невидимым в ночной тьме, но  сиявшими благословением Креста Спасителя на храме Спаса – Преображения в селении Нижняя Синячиха. Как не вспомнить, что храм Спаса – Преображения ( как княжеский в память 300-летия Дома Романовых) был построен ими к 1914 году на окраине Павловска. И среди деревьев, высаживавшихся в память каждого вновь рожденного Романова, в центре Павловска строился Свято – Троицкий храм как усыпальница их семьи  (ныне пожарная часть).
            Храмы сопровождали их и далее – извлеченные из шахты тела находились в Свято- Троицком соборе, а затем с 19 октября 1918 г по 14 июля 1919 – в часовне , где ранее бил Живоносный источник. Вагоны и повозки, перевозившие их тела, были своеобразными часовнями на колесах, поскольку сопровождавшие их монахи непрерывно молились, получая свидетельства Божиего промысла и мистической битвы  вокруг этих мощей. Много свидетельств о неоднократных перезахоронениях князей, тела которых сохранялись нетленными. Где покоятся они сейчас и не уничтожены ли, как и мощи Царской семьи – сие ведомо только Господу. Но мистическое значение их скитаний по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку , Манчжурии и Китаю с остановками и пребыванием под омофором определенных святынь  уже сейчас начинает проясняться. 
            Курганы древних князей русских не всегда  сооружены над захоронением. Место памятной заупокойной тризны о князе отмечалось курганом, который считался мемориалом усопшему или погибшему князю. Такой своеобразный курган сооружен вернувшимися из похода на Балканы русскими воинами, принесшими в своих ранцах немного болгарской земли и на торжественном параде высыпавшими ее перед принимавшим парад Царем. Предание сохраняет именно это происхождение Царского валика (кургана) на военном поле Красного села, как памятник всем кровь пролившим и живот свой положившим за освобождение балканских народов от турецкого ига. Скитания  святых Царственных Алапаевских мучеников   промыслительно  соединяют  Северную столицу с   Алапаевском, заложенном волею Петра 1 в одно время с Петербургом.  Гробы  с их  святыми мощами прошли через земли кержаков и староверов, буддистов и язычников, мусульман  и пантеистов, совершив посмертное миссионерское паломничество.
              Княжеское служение было определено Господом и открыто через пророков Иезекииля,  Царя Давида, в других пророческих книгах Ветхого Завета. Сотни русских великих , а также удельных князей несли послушание власти, опираясь на силу закона, силу власти, данной от Бога. И только малая их часть смогла воплотить христианские заповеди во властном служении, став святыми. Возможно, только перешагнув через грань земной жизни, они получили истинную власть, которой лишены бренные люди. И самый главный храм они построили там, где «несть ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». А судьба дворцов,  принадлежавших семье Константиновичей, церквей, ими возводимых, благих мирских дел, общественных организаций, переживших не одну смену власти,  судьба самой России и поисков ею социального своего облика – во всем этом ощутимо их присутствие, их молитва , их благодатное предстояние перед Царем всех Царей.
        
         « В день погребения в Бозе почившего родителя моего, в маленькой гостиной  Матушки …обедали мы , четыре вдовы – Матушка моя, тетя Оля, тетя Элла и я. Мы были три в черной траурном, а настоятельница Марфо – Мариинской общины в своем одеянии. За столом великая княгиня Елизавета Федоровна в ответ на общий разговор, что ожидает на том свете усопшего сказала: «Души усопших в бездействии не бывают. Им от Бога назначается духовная деятельность, и они поднимаются от силы в силу». (Воспоминания Игумении Тамары).



 Примечания к житию кн. Константина К.

КОНСТАНТИН – Св. равноапостольный царь – (Флавий Валерий Константин) римский Император (после 285 г. Ниша, Сербия – 337 г. Константинополь). Родился в семье  Констанция Хлора и  Елены. Выделался мужеством и военными дарованиями. Став единодержавным Государем, переносит свою резиденцию из Рима в Константинополь , блестяще им отстроенный. Утвердил христианство в качестве официальной религии, наряду с другими не преследовавшимися им религиями. Память 21 мая/ 3 июня.

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ – выдающийся памятник архитектуры  русского раннего классицизма (арх.Ринальди А.). Дворец облицован  розовым и серым сердобольским гранитом, цветными мраморами русских месторождений( в Карелии, на Урале и в Прибалтике). Выстроен для графа А.Г.Орлова, командовавшего флотом в Чесменском сражении. С конца 18 века владелец – вел.кн. Константин Павлович.  С  тридцатых годов 19 века принадлежал его племяннику вел.кн. Констанину Николаевичу, затем – его старшему сыну вел.кн. Константину Константиновичу. По завещанию последнего, Дворцом владела его супруга на условиях совместного проживания всех детей и родственников, желающих жить в нем. После революции реквизирован, превращен в Музей революции, который планомерно сжигал и уничтожал бесценные альбомы, книги, оставшиеся от  дореволюционных владельцев. С 1990 годов – филиал Русского музея с мемориальной квартирой в 1 этаже вел.кн. Константина Константиновича (поэта К.Р.).

 КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ – (1779, Царское село – 1831,Витебск, погреб. В Петропавловском соборе СПб). Великий князь, сын Императора Павла 1 и  Императрицы Марии Федоровны.  Генерал-инспектор кавалерии, Командующий гвардией  во время войн 1805 -07г., командир гвардейского корпуса и начальник кадетских корпусов. Участник Итальянского похода Суворова, Цесаревич (с 1899г). Его дети в морганатическом браке: Константин Иванович Константинов и Констанция Ивановна Лишева.

КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ – (1827 СПб – 1892 Павловск, погреб. В Великокняжеской усыпальнице П\п собора). Великий князь, второй сын Имп. Николая 1 и Имп. Александры Федоровны. Генерал – адмирал, вице – адмирал, регент на случай кончины Императора при наследнике, руководил Морским ведомством, осуществляя перевооружение флота с парусного на паровой, броненосный. Председатель Госсовета, наместник  в Царстве польском. Участник  испытаний новых кораблей, совершил плавание вокруг Европы, участвовал в военных действиях  в Австро – Венгрии. Активный храмостроитель, настоял на учреждении церквей на больших кораблях и в портах стоянки русских кораблей за границей. Председатель Имп. Рус. Географ. О-ва, Имп. Рус. музык. О-ва, почетный член нескольких академий и университетов. Первый Августейший паломник на  святую г. Афон и устроитель Палестинского комитета.

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ –(1858,  Стрельна СПб губ. -1915, Павловск, погреб. В Великокняжеской усыпальнице) , Великий князь. Сын вел. кн. Константина Н и вел. кн. Александры Иосифовны. Президент Академии наук. Командующий л.-гв. Преображ. полком. Начальник военно - учебн. заведений, реформатор военного образования. Участник военных действий  1877г. Поэт (К.Р.), переводчик, драматург, критик, музыкант и композитор, участвовал в постановках своих пьес как актер. Попечитель множества благотворительных учреждений.  Сопредседатель  Имп. Палестинского общества. Храмостроитель, отец трех братьев – Алапаевских мучеников.

КОНСТАНТИН – ДЕМОСФЕН- ГЕНРИХ –наследный принц спартанский ,король  Эллинов Константин 1 в 1913-17 и в 1920-22. Сын Короля и Королевы Эллинов Георга и Ольги Константиновны

АЛЕКСАНДРА ГЕОРГИЕВНА  (1870 , Афины – 1891, с. Ильинское,  Моск.губ.). Великая княгиня, дочь  короля и королевы Эллинов Георга и Ольги Константиновны. В браке с 05.06.1889г. с вел. Кн. Павлом Александровичем. Дети : Мария и Дмитрий .

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ – 1829 – 1908 - святой праведный, протоиерей. Чтимый при жизни проповедник, благотворитель, строитель десятков храмов и четырех монастырей. Призывал к покаянию, милосердию и  трезвенному образу жизни. Предупреждал о гибельности для России нараставшего  революционного движения и покушения на монархический строй. Прославился силою молитвы и многими чудесами как при жизни, так и по смерти. Погребен был в устроенном им Иоанновском женском монастыре в СПб. Духовный наставник вел.кн. Александры Иосифовны, исцеливший ее в 1894 г.

РИЗА ГОСПОДНЯ – обретена в У веке в Палестине, хранилась во Влахернском храме Константинополя. В 866г. при нашествии русских, Риза, опущенная в воды, вызвала бурю, разметавшую суда язычников – славян. В ХУП в. Кн. В.В. Голицын подарил часть ризы Успенскому собору в Москве. Другая часть, перенесенная Императором Павлом 1 в собор Зимнего Дворца имела происхождение из Персии, дар шаха Абаза в феврале 1625 г.. Мусульмане обрели ее в Грузии , в древнем золотом ларце, изготовленном  св.царицей Тамарой. (празднование – 10. УП).

НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА – икона Божией Матери, писана св. мтрп. Петром около 1320 г. в урочище Новый Дворец. Она несколько раз переносилась из монастыря в монастырь. В 1677 году свт. Дмитрий ростовский поклонялся ей 16 авг. В Сурожском монастыре.
Есть ее список и в Каменском монастыре Черниговской губ. Прославлена чудесами, в т.ч. во время бури и удара молнии, уничтоживших храм, но не повредивших икону.
СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ КОНСТАНТИНЫ
  1. кн. Константин Мангупский, (прп. Кассиан  Учемский чдтв.) (+ 1504г.) пам. 2/15.Х
  2. кн. Константин Муромский, благоверный, (+1129) пам. 21.У/ 03.У1.
  3. кн.Константин  Смоленский, Ярославский, благоверный, Х1Ув. Пам. 19.1Х/2.Х и 5/18. Ш.
  4. кн.Константин Ярославский ,благоверный (+1257)Пам. 3./16.УП и 8/21.У1.

КНЯЗЬЯ РУССКИЕ КОНСТАНТИНЫ
  1. Констанин Романович ,кн. Рязанский, сын Р. Ольговича, ск. 1305 г. В 1301 г. взят в плен вел. благ. кн. Даниилом Московским. После его смерти убит по повелению кн. Юрия Даниловича.
  2. Константин Михайлович. Вел. кн. Тверской . Удельный кн. Дорогобужский, сын св. кн. Михаила Тверского, был заложником в Орде за отца, выкуплен братом за 2000 руб. Выступал вассалом Москвы. Убит в Орде.(1306 – 1346).
  3. Константин Всеволодович Мудрый кн. Владимирский, сын вел.кн. Всеволода Большое Гнезда. Вел борьбу за власть с братьями, победив в Липицк.битве. Стал вел.князем Северо- Восточной Руси. В Ростове и Ярославле вел большое строительство. Его стараниями в 1214 г. а Ростове поставили епископа.
  4. Константин Васильевич, кн. Ростовский владел Борисоглебском. В 1328 г. женился на дочери Ивана Калиты Марии. Боролся за вел.кн., но неудачно. Бежал в Устюг, где и скончался. ( 1364),
  5. Константин Васильевич вел.кн. Суздальский – Нижегородский. Перенес престол из Суздаля в Н.Новгород, где заложил храм Боголепного Преображения. Мирно присоединил мордву, Городец на Волге, Шую. Боролся с кн. Иоанном (моск), но примирился. ( ум. 1355).
  6. Константин Борисович кн. Ростовский. Воевал с братом за Углич и Ростов. После смерти Дмитрия наследовал Ростов, а в Углич послал сына. В 1302 г. женился на татарской княжне. Умер в Орде( 1255 – 1307).
  7. Константин Владимирович, кн. Рязанский, сын Влад.Глебовича. Помогал брату Глебу в 1218 г.,но неудачно, ходить на Рязань. В 1240 г. появился в Юго-Западн.Руси.
  8. Константин Дмитриевич, кн. Углицкий, сын Дмитрия Донского. Род. В год смерти отца. Его удел – Углич. Но княжил по приглаш. и в Пскове и в Новгороде (1389 – 1433).
КНЯЗЬ  КОНСТАНТИН  - св. мчн. ,кн. Арагветский (груз.). Утоплен с братом мусульманами в 730г. Пам. 2/15. Х.
КНЯЗЬ КОНСТАНТИН – святой  мчн.  (842г.) Пам. 10/23.Х1. (грузинск.)

ИНОКИНЯ МАРФА – Ксения Ивановна Романова, мать Царя Михаила Романова. В 1601 г. приняла постриг, сослана в один из Заонежских погостов, с 1606 г – в Ипатьевском монастыре. Затем с детьми жила в Москве, благословила в марте 1613 г. сына Михаила на царство. Ск. 26.01.1631г.

ЗАХАРИН – ЮРЬЕВ Никита Романович – боярин и воевода (в царст. Бориса Годунова и Феодора Иоанновича). Сестра его Анастасия в 1547 г. стала женой Иоанна Грозного, Участник многих военных походов, дипломат. В Царской Думе занимал второе место, был другом и советником Б. Годунова .Ум. в

СВЯТОЙ МАВРИКИЙ (МОРИЦ) – св. предводитель Тебанского легиона (названного по местности в Египте). Как и офицеры, солдаты его легиона (6600 чел) усмирял бунт в Галлии по приказу Диолектиана. Перешел Альпы. Император Максимилиан хотел употребить их для борьбы с христианами, но они отказались. Сначала убили каждого десятого из легиона, затем всех изрубили в куски (22 сент. 286г) в Агоне.
                Существовали два монастыря в Европе, хранившие св. мощи Маврикия.(соврем. Германия, округ Магдебург).
                Герцог Савойский учредил орден Св. Маврикия  в 1572г. для отличившихся на войне. Итальянский орден св. Мориса и св. Лазаря учрежден в 1434 г. Их дед вел.кн. Константин Николаевич был кавалером этого ордена.


СВЯТОЙ МАВРИЦИЙ –византийский царь, замученный в Сирии (Апамена).Род. в Каппадокии в 539г. Предки его из Рима. Начальник армии при Тиберии Константине, женился на дочери Императора с возложением на него короны. Много воевал, попал в плен.  На его глазах казнили 5 его сыновей и 5 дочерей, при чем он твердил : «Ты праведен, Господи, и суд Твой исполнен правды». Его убили в Халкедоне 26.Х1. 602г.Он учредил военн.дисциплину, укротил жестокость неприятеля, поддерживал христианство, примером поддерживая благочестие.

МАВРЫ – часть населения Берберии (Мавритании). Имя означало – «черные люди». В Европе принявших ислам называли Маврами – они ушли в Африку. В Европе проживали христиане , которых стали называть Мориски (Испания)

 Саксонские герцоги и военноначальники МОРИЦЫ (МАВРИЦИИ):
МАВРИЦИЙ или МОРИЦ курфюрст Саксонский, служил Карлу У.Ум. от ран, полученных в сражении в 1553 г.. Покровительствовал ученикам Лютера.
МОРИС ФРАНЦ  КОНСТАНТИН  герцог Саксен -Альтенбург– генерал прусск. Армии (1829 – 1907). Женат на Августе – Луизе (Сакс – Мейнинген) (1843 – 1919). Отец Елизаветы Августы Марии Агнесс – в замужестве вел.кн. Елизаветы Маврикиевны (род. Мейнинген 25.01.1865 г. в браке с 27.04.1884г. ск. В Лейпциге 24.03.1927г.).

АЛЬТЕНБУРГ – город в Саксонии, 178 м. над уровнем моря, расположен на порфировой горе на пути из Лейпцига в Нюренберг. В 1964 г. – 46.900 жителей. В 1826 – 1918 резиденция герцогов Саксен-Альтенбург. Упоминается в Х веке. Ярмарки (1507), добыча каменного угля (1839), производство карт. Замковая церковь (1725) с уникальным органом работы И.С.Баха, на котором записываются высококачественные диски старинной музыки.

СВЯТАЯ ЕЛИЗАВЕТА  - дочь короля Андрея П Венгерского и Гертруды. (род. 1207 г. Шарош Пата, ск. 17.Х1.1231г. Марбург). Замужем за ландграфом Германом Тюрингским. Основала лечебницу, много благотворительствовала, существует много легенд, подчас противоречивых. Народные сказания воспевают ее милосердие, терпение страданий, добровольное отречение от богатства, служение ближнему. Витраж Марбургской церкви украшен ее изображением, окруженной болящими. Голодными, страждущими, раздающей хлеб, Есть и скульптурное ее изображении (1235 – 1249г). Основательница Тюрингского Августейшего Дома, предок св. прп Елизаветы Федоровны.
 Орден св. Елизаветы учрежден в Румынии королевой Елизаветой в 1878 г.
Орден св. Елизаветы Терезии  учр. В Австро-Венгрии  в 1757 г.(военный орден).




КУЛЬТ СПАСА – был важнейшим княжеским «официальным культом Северо – Восточной Руси. Этот образ отождествлялся с идеей верховной власти. Князья часто строили храмы и монастыри , посвященные Спасу и служившие усыпальницами. Спасо – Преображенский собор в Твери (св. кн. Михаил). В Переяславле, в Ярославле. Храм Спаса – Преображения на Бору в Московском кремле (разр. В 1933г.) был старейшим в Кремле. Великие князья и княгини в нем принимали перед смертью схиму.

СИНИЙ КРЕСТ – общество попечения о бедных и больных детях. Организовано по аналогии с Красным Крестом, но использовало опыт работы Совета детских приютов и детских благотворительных организаций. Организовалось в 1883 г, 21.Х.1893 г. его приняла под свое покровительство вел.кн. Елизавета Маврикиевна, деятельно сотрудничавшая с прот. Иоанном Кронштадтским. Ежегодно выпускались Отчеты, Календари, знакомившие с деятельностью тысяч учреждений по всей России (приюты. Дома дешевых квартир. Братства милосердия, столовые, больницы, комиссии контроля за малолетними рабочими и т.д.) В одном только Братстве во имя Царицы Небесной(Всех скорбящих радосте) для идиотов и паралитиков было 5 приютов, на дне «Синего цветка» в СПб в 1907 г было продано 1 млн. цветов. Выставки «Русская икона» , «Русский портрет», «Русская керамика» были организованы в пользу Синего креста и попечителями этой организации.

ДОВМОНТ ( в св. крещении ТИМОФЕЙ) св. благ. Кн. Псковский (ск. 1299 г.) пам.20.У.-преставление. И 3-я неделя по пятидесятнице. Из литовского княжеского рода, стал  Псковским князем. Воевал с немцами и литовцами, много молился.  В честь него построен в 1374 г. храм в Пскове, был погребен в Троицком соборе, где хранился и его меч с  девизом: «Чести моей никому не отдам». Его жена Мария ( в схиме Марфа) – внучка св. кн. Александра Невского, также причислена к лику святых.

ВСЕВОЛОД (в св. крещении ГАВРИИЛ)- св. благов. Кн. Псковский. Сын Мстислава, внук  Владимира Мономаха. Наместник отца в Новгороде, построил храм св. Георгия в Юрьевом монастыре. В голод растратил всю свою казну, кормя нуждающихся, защищая город . По смерти отца устранился от междоусобиц, но новгородцы , забыв его милосердие, прогнали его , Он княжил в Пскове, построив собор Св. Троицы на месте древнего храма Св. Ольги. Погребен в этом соборе. Память 11/24. П. Обретение мощей – 27.Х1/10.ХП. Перенесение их в собор в 1834г. – 22.1У/ 5.У.

ПАЛОМНИЧЕСТВА семьи и участие в прославлении святых:
1896 г – участие кн. Иоанна и кн. Гавриила в  Коронации Государя Николая П И Государыни Александры Федоровны. Московские святыни.
1899 г. с мая по сентябрь – поездка  кн. Иоанна, кн. Гавриила. Кн. Константина, кн. Игоря и кн. Татьяны в Швейцарию. Посещение Германии, Франции, Марселя.

1901 г – проживание в селе Прыски, посещение Оптиной пустыни и Шамординского монастыря.
1903 \04 –зима ,проживание в Ливадии кн. Иоанна, кн. Гавриила
1904/05 – зима, проживание в Ливадии кн. Иоанна, кн. Гавриила , кн. Татьяны, кн. Константина, кн. Олега, кн. Игоря. Знакомство с Крымскими святынями.
Август 1904 г – участие в крестинах Царевича Алексия.
Лето 1905 г. –проживание в Осташево, Можайского у. Московской губ.
27 апреля 1906 г – участие в торжественном открытии Государственной Думы. Речь Государя, посвященная теме святости и ответственности власти перед Богом.
Лето 1908 г – семейное паломничество по Волге от Твери до Нижнего Новгорода.
1908 г – паломничество инкогнито кн. Олега и кн. Игоря в Европу, Балканы. Константинополь
1908/09 – поездка по Европе кн. Иоанна. Кн. Константина, кн. Гавриила с лечебной и образовательной целью.
1910 – участие в торжествах перенесения св. мощей княгини Евфросинии полоцкой из Киева в Полоцк кн. Игоря, кн. Олега, кн. Константина.
       Кн. Иоанн и кн. Гавриил – в Греции  в гостях у тетушки Королевы Эллинов Ольги К.
       1911 – поездка кн. Иоанна в Италию и помолвка с принцессой сербской Еленой        Петровной. Участие семьи в освящении храма «Спас на водах».
       1912 – поездка кн. Иоанна и кн. Елены Петровны в Сербию для участия в освящении храма в Цетинье – «задужбины». Многовековая традиция строительства княжеского храма. Вклад кн. Иоанна и кн. Елены в этот храм Успения .
       1912 – участие в открытии мощей свт. Иоасафа Белгородского.
        8.1Х.1913 г. – участие кн. Иоанна и вел.кн. Елизаветы Ф. в закладке в СПб храма Палестинского общества в память всех жертв террора (Барградский храм в СПб).
        Июнь 1914 г. – освящение храма Спаса – Преображения в Тярлево (Павловск)
        Июль 1914 г. – поездка в Псков для участия в торжествах, посвященных 900 –летию вел.кн. Ольги равноапостольной и закладки храма на ее родине в с. Выбуты. Посещение Псково – Печерского монастыря.
        Июнь 1914 г. – поездка кн. Олега в Бари для ускорения строительства храма Палестинского общества. Публикация в его статьи в газете.
        9 мая 1916 г  – участие кн. Иоанна в открытии и освящении памятников перед  зданием Николаевского кавалерийского училища (М.П.Мусоргского, П.П. Семенова – Тян- Шанского, М.Ю. Лермонтова, ген. Н.П. Слепцова)
      









ПАЖЕСКИЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРПУС – основан  в 1802 г.
Звание пажей учреждено в России Императором Петром в 1711 г. С 1759 г. учреждается придворная школа для пажей, с 1895 г. – вводится общий для всех военных корпусов порядок. В 1810 г. Корпусу предоставлено здание Дворца гр. Воронцова на Садовой ул. В СПб. Корпусной праздник – 12/25 декабря день свт. Спиридона Тримифунтского.

НЯНИ КН. КОНСТАНТИНА:
МИХАЙЛОВА Варвара Петровна – (Вава) -дочь камердинера вел.кн. Константина Николаевича, окончила по протекции великокняжеской семьи Смольный ин-т(Александр. Половину) Нянчила вел. кн. Константина К. и его детей – как старшая няня. До ее смерти в 1913 г. семья оплачивала все расходы по уходу за ней, дарила подарки, навещала ее, оплатили  ее погребение.
БЕЛЯЕВА Анна Александровна – (Атя) .Ее отец – богатый купец, мать –дворянка, получила специальность акушерки. Ее двоюродный брат  Ф.Н.Есаулов – офицер л.гв. Измайловского полка. Приняла монашеский чин с именем Гавриила( Леснинская обитель). Часто бывала в гостях у Константиновичей, т.к. была казначей монастыря, кот.имел подворье рядом с Иоанновским монастырем

ВОСПИТАТЕЛИ  КН. КОНСТАНТИНА:

  1.Мухин Михаил Константинович – окончил СПб Дух. Академию (кандидат), служил до 1895 г псаломщиком Мраморного дворца, учился в Военно – Медицинской академии. Был первым преподавателем – мужчиной после нянь и воспитательниц.
   2.Бородин Матвей Илларионович –воспитатель Александр.кад.корпуса, полковник.инспектор в кад.корп. Александра П СПб. Генерал-майор(1913),директор Воронежского вел.кн. Михаила Павловича корпуса.
   3.Максимов Александр Михайлович – сотник, воспитатель Донского кад.корпуса.Воспитатель сыновей вел.кн. (с 1 июня 1903 по 1 июня 1907)юПозже – подполковник, пом.инспектора Владимировского военного училища в СПб.


 
  4. Ермолинский Николай Николаевич – бывш. Офицер Семеновского полка, генерал-майор, Шталмейстер двора вел.кн. Константина Конст. В  1908 г, при назначении его руководить образовательной программой детей,  что способствовало усилению гуманитарной программы, введению литературных и музыкальных вечеров. Свободных поездок по России и заграницу, приучению княжичей к самостоятельной жизни. Был владельцем двух домов на Гродненском переулке (д. 2, д.4), которые в 1915 году были приобретены вел.кн. Константином Константиновичем. Здесь жил его сын кн. Константин Константинович до своей ссылки. Его сын был другом писателя Михаила Булгакова, который опосредованно использовал  художественный прием евангельского повествования, открытый К.Р. в «Мастере и Маргарите».

ПРЕПОДАВАТЕЛИ КН. КОНСТАНТИНА
1. Пиленко Александр Александрович – проф. Международного права.
2. Буксгевден – преподаватель нем. Языка.
3 .Лаппо – Данилевский Александр Сергеевич (1863 – 1919). Академик, историк, соц.эконом, политик, изучал культурную историю России ХУ – ХУШ вв.,историографию, археологию, дипломатику.
  4.Никольский Борис Владимирович (1870 – 1919) – юрист,приват – доцент СПб ун-та, поэт и тонкий ценитель худ.слова, член «Союза Русского народа». Женат на дочери редактора «Исторического вестника Шубинского.
  5.Шильдер Николай Карлович (1842 – 1902) – военный инженер, ген-л.,историк, историограф, член-кор. АН.Директор РНБ в 1899 – 1902 г., Участн турецкой кампании(адъютант Тотлебена). С 1866г. – начальник Инженерной академии, в 1892 – 94 редактор «Русской Старины».
 .6.Радлов Эрнст Леонтьевич (1854 – 1928) – философ-идеалист, автор переводов «Этика» Аристотеля(1908) и «Феноменология духа» Гегеля (1913). Выборный директор РНБ после революции.
 7.Щегловитов Иван Григорьевич (1861 – 1818) статс – секретарь, сенатор, чл. Гос. Совета в 1905 – 1915 гг. Министр юстиции. Расстрелян ВЧК.
 8. Кульман Николай Карлович (1841 – 1940, Париж) специалист в обл. русистики и методики русской совесности. Профессор. Оконч. СПб ун-т (1897г). Преподавал в женском пед.институте(Константиновском). Потомок Кульмана –мистика, автора «Прохладительного псалтыря», сожженного за ересь в 1689 г. Был женат на сестре чекиста Бокия, что позволило помочь кн. Гавриилу К. освободиться из тюрьмы на Шпалерной. В эмиграции имел открытый дом, преподавал в Сорбонне.
 9.Бальи – Конт Юлий Карл Генрих (1873 - ? Франция) –преподав. Франц.языка. Проф.литературы(1900) Окончил Парижскую и Клермонтскую академию(1891).
10.Платонов Сергей Федорович (1860 – 1933). Русский историк, академик АНСССР (1920 – 31). Чл.кор. АН (1909). Окончил СПб ун-т.(1882), проф. СПб ун-та, председатель археограф.комиссии (1918 – 29). Директор Пушкинского Дома (1925 – 28). Монархист, изучал русск. Историю ХУ1 –ХУП в. Смута, история земских соборов, опричнина. Только кончина спасла его от репрессий, но не избежал ссылки. Имел мужество хранить в своем архиве некоторые документы семьи Константиновичей, которые ныне
перешли в Рукописный фонд Российской Национальной бибилиотеки (СПб)
11.Страхов М. А. – преподаватель арифметики и географии, член Русского технического об-ва (под покровительством вел.кн. К.К.)
12.Васильковский – жил в Павловске и дети любили ходить к нему в гости, знакомясь с жизнью обычной служилой семьи.
  13.Денгоф Э.К.
14.Брэй. М.
15.Судейкин Власий Тимофеевич – сенатор, профессор, преподавал статистику
16.Соболев П.И.
 17.Васенко П.Г.
18.Быстреевский С.Д.
19.Ешевский А.А.
20.Юдин А.Н.
21.Вержбицкий Д.И.
22.Матюшев П.В.
23.Мордвинов А.П.
24.Тарановский Ф.В.
25.Соковников Н.Н.
26.Соболев М.В.
27.Верховский В.П.
28.Юдин А.Н.
29.Тетенборн Р.А.
30.Андрогорский А.Н.
31.Кайгородов Дмитрий Никифорович – проф. Преподавал естественные науки, биологию.
32.Макаров Александр Александрович –(1857 – 1919)- юрист. Гос. Секретарь с 1909г. Министр внутр. Дел с 1911. Министр юстиции с 1916. Расстрелян в Бутырской тюрьме
33.Георгиевский Василий Тимофеевич (1861 – 1923) – писатель. Археолог. Окончил Киевск. Дух. Академию, член учебного к-та при Св. Синоде. Собиратель древних рукописей, организатор иконописных школ  в Мстере, Холуе, Палехе. Автор исследований по иконописи(Ферапонтов монастырь, Афон) .

Преподаватели Закона Божиего
  1. Дмитриев А. –протоиерей
  2. Александров Николай Стефанович – протоиерей из Николаевского кад.корпуса.
  3. Орлова Анастасия – племянница П.Е. Кеппена, преподавала детям младшего возраста Закон Божий , арифметику, русский язык в объеме начальных классов.


ДУХОВНИКИ
ДВУКРАЕВ  Арсений –прот.(церковь Входа Господня в Иерусалим, Знаменская ). Из духовн.сословия Тверской губ. Род в Старице в 1825 г. Окончил СПб Дух.академию,преподавал Закон Божий в учебн. заведениях. Воспринял от купели кн. Константина. Был законоучителем и духовником вел. кн. Конст. Конст. Его братьев.
Сконч. 31 мая 1895 г.Погребен на Никольском кладбище Александро-Невск.лавры.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Александр Федорович прот, настоятель Придворной Марии Магдалининской церкви в Павловске. Род 1873 г. в Чухломе. Окончил  Казанс. Дух академию. Возглавлял общество трезвости, несколько благотв. Об-в при Павловской церкви, был законоучителем в школах, гимназии. Скончался от тифа в январе 1922, отступая с фронтом на ст. Петропавловская на р. Ишим. Служил в местной церкви. Монахини  Всесвятской общины похоронили его рядом с церковью.
МАКАРИЙ архимандрит (Воскресенский Михаил Федорович) брат Воскресенского А.Ф. Родственник Настоятеля Исаакиевского собора прот. Соболева Иоанна Антонов.
Благочинный Александро-Невской лавры и  СПб епархии. Род. 1866г в Чухломе. Духовник вел. кн. Константина Конст., часто служил в Павловском дворце в 1916-17гг. Арестовывался в 1924 и 1931гг. Умер в 1934 г в Чухломе, где и похоронен.
СЕРГИЙ епископ Нарвский (Дружинин Иван Прохорович)  монах, ризничий и настоятель Троице – Сергиевой Пустыни .Род. в крестьянск. Семье Тверск. губ. в 1863 г. Духовник великокняжеской семьи Константиновичей. Арестовывался несколько раз. Расстрелян в 1937 г. в Иошкар – Оле. Иосифлянин, любимый и почитаемый верующими.
ДИЕВ Дмитрий – прот. Настоятель Троицкого собора в Алапаевске. Благочинный. Руководитель трезвеннического движения. Исповедывал заключенных в Напольной школе узников , за что был замучен большевиками, привязавшими его к лошади и гонявшими по железнодорожным путям. Погребен на кладбище в Алапаевске.

ТРОИЦЕ – СЕРГИЕВА ПРИМОРСКАЯ ПУСТЫНЬ – мужской монастырь  рядом с  великокняжеским имением «Стрельна». Основан в 1732 году архимандритом Варлаамом (Высоцким), духовником Императрицы Анны Иоанновны. С 1834 г. Наместником назначен архим. Игнатий (Брянчанинов) – прославлен как свт. Игнатий Черноморский и Кавказский. Монастырским хором руководил известный композитор П.И.Турчанинов, состоявший в ссылке священником в Стрельнинской церкви. Ученик свт. Игнатия – архим. Игнатий (Малышев) настоятельствал здесь с 1857 по 1897г. Далее настоятелем стал будущий свмч. Сергий (Дружинин) – духовник великокняжеской семьи, изгнанный в 1917 г. революционно настроенной частью братии, вскоре  узнавшей гонения, ссылки, убийства без суда и следствия, грабеж и поношения вплоть до смерти.

 СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНЫЕ СТАРЦЫ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ:

АМВРОСИЙ – 1812 – 1891 - (Гренков Александр Михайлович)  - иеромонах, духовник Оптиной пустыни, основатель Шамординского женского Казанского монастыря.

АНАТОЛИЙ (старший ) – 1824 – 1894- ( Зерцалов Алексей Моисеевич), ближайший помощник о. Амвросия, скитоначальник с 1874 г.

ИОСИФ – 1837 – 1911 – (Литовкин Иван). На протяжении двенадцати лет был начальником Оптинского скита, духовником Оптины и Шамордино.

ВАРСОНОФИЙ – 1845 – 1913 – (Плиханков Павел Иванович),выпускник кадетского корпуса, дослужился до полковника. В 46 лет принял постриг. В русско – японскую войну был полковым священником. Он говорил : «Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят».

НЕКТАРИЙ – 1856 – 1928 – (Тихонов Николай Васильевич). В 1912 г. соборно избран Старцем Оптиной. После революции  арестовывался, по освобождении жил у крестьянина в селе Холмищи, где и скончался.

НИКОН – 1888 – 1931- (Беляев Николай Митрофанович) – последний оптинский старец. Был арестован, осужден и скончался в ссылке на Севере.

АНАТОЛИЙ (младший) -1855 – 1922- (Потапов Александр Алексеевич). Скончался перед вторым арестом. В 1916 – 17 гг. Приезжал в Стрельну, где рядом с Константиновским дворцом было построено подворье Шамординской пустыни по желанию и попечением семьи Константиновичей.

ИСААКИЙ – священномученик – 1856 – 1938 – (Бобриков Иван Николаевич) – Настоятель монастыря с 1913г. В 1917 г. принимал участие во Всероссийском церковном Соборе.

УХТОМСКИЙ  Петр Павлович – князь,  окончил Александровский лицей в 1905 г. Служил в л.гв. Измайловском полку вместе с кн. Константином. Капитан(полковник) л.гв. Измайловского полка. Проживал СПб, Сергиевская (Чайковского) д. 60. Ему была адресована последняя корреспонденция кн. Константина из Алапаевска с просьбой больше не писать и ничего не присылать, задержанная чекистами на почте. Расстрелян по делу Измайловского полка  (до 1929 г).


Комментариев нет:

Отправить комментарий