воскресенье, 7 июля 2013 г.

Участие членов Дома Романовых в создании и деятельности ИППО



Императорское православное палестинское общество.
Участие членов Дома Романовых в  создании  и деятельности ИППО.
                                                                                Ганф Татьяна Иннокентьевна. С-Петербург.
       В преддверии революции Императорское православное палестинское общество (ИППО) было одним из самых массовых, наряду с Российским Обществом Красного Креста. Не последнюю роль в развитии паломничества, в изучении древностей, древних текстов, в создании библейской археологии и археографии сыграло сочувствие  членов  российской правящей династии идее паломничества в Святую Землю.
     Первым  Августейшим паломником из России  в Палестину стал великий князь Константин Николаевич, в 1859 году возглавивший  Палестинский комитет, ставивший своей целью обеспечить пребывание паломников в Палестине. Комитет  смог устроить два подворья: Елизаветинское – для мужского приюта и Мариинское, включавшее 42 палаты для русских паломниц. Но более существенным было личное покаяние, их молитва,  поклонение членов Императорской семьи  месту  земной жизни Спасителя.
Великокняжеская семья Константиновичей и Святая Земля.
       Великий князь Константин Николаевич[1], управляющий Морским министерством, активный реформатор судебной, административной системы, отмены крепостного права, отправленный братом - Государем  Александром П в длительное заграничное путешествие для успокоения  противников государственных реформ, писал: «Ты знаешь, любезный Саша, что у меня давно было задушевное желание поклониться Гробу Господню. Я Тебе самому писал об этом из Венеции зимой 1852 года. Три раза являлась эта надежда, в 1845-м, когда я был в архипелаге ( и посетил как паломник г. Афон – прим. Ред.), в 1846 – м в в Палермо и в 1852 –м в Венеции, и три раза мне в том отказывали. Но тогда нашей политикой управлял Нессельроде, который боялся как чумы всего того, что касается Востока… Суматохи мое пребывание в Иерусалиме никакой произвести не может, потому что в это время, после Пасхи, он бывает почти пуст, поклонники уже все разъехались. Православной же церкви посещение впервые русского Великого князя, брата Белого Царя, при даст непременно новой силы и нового веса, как то было после нашего посещения Афона в 1845 году, в котором с тех пор началась новая эра[2] .  Для меня же и для моей милой жинки это было бы величайшим утешением, благословением нашего семейного счастья и драгоценным воспоминанием на всю жизнь»[3].
        Их мечтам суждено было осуществиться весной 1859 года, после рождения четвертого ребенка – великого князя Константина Константиновича. Благословение Святой Горы он получил еще до рождения. Вот что писал архимандрит Порфирий Б.Н. Мансурову в октябре 1858 года: « В Карее некоторые старцы говорили мне на ухо, что огромная комета, ярко блиставшая над святой горою в течение прошлого сентября, означала рождение великого князя Константина Константиновича и его будущее дело на Востоке»[4].
        Путешествие по неспокойным морям, спуск на берег, подчас весьма опасный из-за волнения на море, переезды на осликах и верхом на лошадях в темноте, при сильном ветре и жаре, непривычная еда и вода, - все это великая княгиня  Александра Иосифовна [5]выдержала с терпением и самоотверженностью. И награда была не малая. Первый храм в Русской Миссии, освященный после их паломничества, был освящен во имя св. мученица царицы Александры. А рубка фрегата «Громобой», который со временем был списан за ветхостью, стала украшением парка в великокняжеском имении Стрельна, напоминая великой княгине ее паломничество и труды, понесенные ради Господа.
        Многое изменилось в результате этого посещение. Великому князю было разрешено впервые посещение  мечети Омара[6], что открыло новую страницу в ее истории. До того иноверцам под страхом смерти было запрещено заступать за ограду на горе Мориа, где когда-то был храм Соломона. Великий князь с уважением относился к мусульманской культуре, истории, изучал арабский и персидский языки. В келье монастыря Саввы Освященного, где он пребывал со старшим сыном Николаем, он оставил на стене надпись на память об этом пребывании на арабском языке. Великокняжеская чета много благотворительствовала ( на построение храма св. Константина – (не осуществилось), на Царские Врата в Троицком храме, на странноприимные дома). Но главное – они исповедали всему миру  свое смирение, покаяние, сокрушенное сердце, претворяя заповеди, положенные в основу законов и нравственности большинства государств мира 19 века, но  постоянно попираемые.
       «Самое глубокое впечатление ( от всего десятидневного пребывания в Святой Земле – прим. Ред.) на меня произвела Русская Обедня на Голгофе… Я не плакал, а просто таял слезами. Было в то же время и страшно, и сладко, и утешительно. Мысли о Тебе, мой милейший Саша, об  нашей дорогой Маме… о всей России, все это сменялось и смешивалось в душе бессознательно и обращалось без слов. Без определенных мыслей в одну общую несказанную молитву. Обедню эту я во всю жизнь мою не забуду»[7].
       Там, где «станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима»[8]  для последнего суда, сейчас возвышается «Русская свеча», колокольня женской русской обители Спасо-Вознесенской, где почти 25 лет игуменствовала внучка великого князя, княжна Крови Императорской Татьяна Константиновна[9]. Это были тяжелейшие годы разорения «Русской палестины», унизительной нужды, отсутствия паломников, благотворителей, притока молодых монашествующих. Игумения Тамара, сестра Алапаевских мучеников и князя Олега, павшего смертью храбрых на поле брани в 1914 году, смогла сохранить частичку «русской Палестины», продолжить жизнь лозы, насажденной Волей Божией через молитвы и труды  подданных Российской Империи. Ее могила находится за алтарем храма, рядом с часовней Первого и Второго Обретения Честной главы пророка и Крестителя Иоанна. Ее брат-мученик  носил имя этого пророка, покровителя  сербского и российского самодержавия. Все ее братья были активными деятелями ИППО, князь Олег – устроитель подворья в Бари, князь Иоанн – присутствовал на закладке Бар-градского храма ИППО в С-Петербурге. В монастыре хранится икона алапаевских мученикв, которые прославлены зарубежной православной церковью в лике святых мучеников.         Понимая важность участия Императорской семьи в упрочении дела паломничества в Святую Землю, великий князь Константин Николаевич пишет брату и Государю: «Ты, дорогой Саша, и твоя милая Мария, Вы с самого начала показали этому делу горячее сочувствие и решительно спасли его. Нужно было даже Твое собственное Царское слово и Твоя явно объявленная воля, чтобы дать ему (делу паломничества – прим. Ред.) дальнейший ход».[10]
      
Августейшие Председатели ИППО – великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна.
       Император Александр П, учреждая Палестинский комитет в 1859 году, невольно сформулировал основную особенность августейшего Попечения о Святой Земле: «Это для меня вопрос сердца». Но  ни  Комиссия, ни созданный через 5 лет  Комитета не соответствовали масштабу русского православного  паломничества, которое удалось воплотить только в деятельности  Православного Палестинского общества, первое заседание которого состоялось 21 мая 1882 года. Целью своей оно ставило сбор и распространение сведений о Святой Земле, пособие паломникам, помощь православным и иноверным, проживающим в Палестине. Учредителями его выступили несколько членов Дома Романовых.  В первый же год  в число почетных членов вошло 13 членов Дома Романовых.  Председатель его – великий князь Сергей Александрович – всей душей и всем сердцем отдался этой работе, сохранив  теплое, искреннее чувство паломника, сопутствовавшее  путешествию в Святую Землю трех братьев – Сергея, Павла Александровичей и Константина Константиновича[11] в  мае 1881 года. Очевидно, молитва на Святой Земле помогла Сергею Александровичу угасить скорбь от потери горячо любимой матери,  Императрицы Марии Александровны,которая много способствовала глубокой религиозности сына и примирить его с  трагически погибшим отцом, Императором Александром П.
          Ровно год спустя, Сергей Александрович, возглавив  вновь созданное  Палестинское общество,  сразу договорился с турецкими властями о разрешении раскопок в Старом Городе, выделив на них 1000 рублей золотом. Так дело паломничества сразу  было совмещено с изучением истории Иерусалима, с созданием отечественной археологической библейской археологии. Будучи Председателем Императорского Исторического музея в Москве, он многому научился у выдающихся историков, возглавляя их работу. Поощрял он и археологические раскопки в России, в частности – в Кремле в 1894-1895 гг.
        Финансы Общества складывались согласно 11 статье Устава из членских взносов, единовременных пожертвований, собранных специальными сборщиками, из средств, вырученных от продажи книг, иллюстраций, икон, от ежегодного кружечного сбора в Вербное воскресение. Закономерно, что внимание, уделяемое Обществу Императорской семьей, привело к официальному наименованию Палестинского Общества Императорским ( с 24 марта 1889 года). Сергей Александрович привлек к работе деятельных, порядочных людей (В.Н. Хитрово,  М.П. Степанова и др.). Доверие к ИППО простерлось так далеко, что соборный иеромонах Вениамин, участник Крымской войны, духовник общины сестер милосердия, более 30 лет состоявший в Русской Духовной миссии в Иерусалиме, принес в дар ИППО в 1891 году свой участок и двухэтажный дом, который он использовал как женский приют (Вениаминово подворье). Еще несколько участков было приобретено, в соответствии с местным законодательством  на частных лиц, в основном на Сергея Александровича. Строились дома, ремонтировались  цистерны для сбора дождевой воды, строились хлебопекарня, народные столовые, чайные, необходимые лечебные и санитарные помещения. Через амбулаторию в Бейт-Джале за год проходило до 60.000 человек всех национальностей. Основанный в Иерусалиме в 1862-63 гг госпиталь бесплатно лечил сорок больных одновременно. Финансовое положение ИППО упрочилось до 380000 рублей годового оборота, но было недостаточным для расширения работы в связи с увеличением числа паломников. По инициативе великого князя Сергея Александровича  в 1901 году была получена беспроцентная ссуда из сумм Министерства Финансов в размере 500 тысяч рублей. В центре Иерусалима до сих пор высятся прекрасные, гармонично вписавшиеся в картину города «русские постройки», сейчас в основном занятые правительственными учрежденями Израиля.
      Просветительские и научные программы  ИППО расширялись год от года. В 1899 году в Палестине и Сирии было 74 учебных заведения с 7800 учащихся.  Издано немало путеводителей, описаний путешествий, описаны памятники грузинской старины, 1900 рукописей патриаршей библиотеки, изданы точные  географические карты, планы построек. Ежемесячный  выпуск «Сообщений ИППО», 61 том «Палестинского сборника»,  всего 123 разных издания, в 215 томах, не потерявшие своего значение и в наши дни.
       Украшением Иерусалима стал храм в память императрицы Марии Александровны(1824-1880), матери Августейшего председателя ИППО. На торжественное освящение храма  св. Марии Магдалины, построенного в русском стиле на склоне Елеонской горы, прибыли в октябре 1888 года великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна и  их сподвижники в делах упрочения русского православия в Святой Земле.
      Когда 13 апреля 1891 года великая княгиня Елизавета Федоровна присоединилась к православию, из Святой Земли, от архимандрита Антонина (Капустина)[12] она получила символический подарок –  золотой обручальный перстень  7-10 века, с изображением  Христа, благословляющего  новобрачных. Мученическая кончина  4 февраля 1905 года супруга не испугала Елизавету Федоровну, благословленную палестинским благословением. И она взяла на себя многохлопотные обязанности Председателя ИППО. Ее верным помощником был ее заместитель – великий князь Константин Константинович, двоюродный брат Сергея Александровича, никогда не забывший их совместное паломничество в Палестину в 1881 году.
        Милосердная княгиня, простившая даже убийцу своего возлюбленного мужа, продолжила служение России, Царского Дома Господу через благоустройство, образование и просвещение  русского и местного бедного верующего люда, через строительство храмов, где повторялись из Литургии в Литургию преломление хлебов, принесение бескровной жертвы. «Сие творите в Мое  воспоминание»[13]. Деятельность Общества  расширилась, через создание  подворья в Италии (Бари), через работу прекрасно подготовленных специалистов из числа арабов, русских, представителей кавказских и других народов, через деятельность  нескольких международных археологических и археографических научных институтов.
         Легенда приписывает Императрице Марии Александровне слова-пожелания быть похороненной в Иерусалиме, затем повторенные Елизаветой Федоровной. Господу все возможно, и прах преподобномученицы и ее верной слуги, сброшенных на мучения  и поругания в алапаевскую шахту, покоится ныне  в храме св. Марии Магдалины.  Почитаемые мощи помогают верующим так, как помогали великая княгиня и ее сестра Варвара, но только уже во много раз больше, невидимо, неосязаемо, по Воле Божией. Земные труды, овеществленные в книги, здания, облачения, иконы и больницы,  соединились с попечением ее верующим  в годы, когда, казалось, вот-вот прервется нить времен и будет утеряно все: монастыри, молитва у Гроба Господня, Русская православная Литургия в Святой Земле. Но Господь ждал покаяния. И ныне бесчисленные потоки из России преклоняют колена у святых мест Святой Земли.
        Императорское Православное Палестинское общество и Семиречье.
     С назначением правящим архиереем Туркестанской епархией епископа  Александра ( Кульчицкого) дело просвещения, миссионерства, упрочения православия через создание монастыря постепенно росло и укреплялось.  Владыка  был увлечен археологией, историей, востоковедением. Он выступил в 1879 году  инициатором создания местного епархиального отдела ИППО.  Епископ Александр возглавил работу этого отделения. И эти труды не пропали втуне. Из года в год, с перерывами на карантинные годы эпидемий, годы неурожаев и землетрясений, из далекого  Туркестанского  края пошли паломники в Святую Землю. В.Н. Хитрово  в статье «Откуда идут в Святую Землю русские паломники»,[14]привел статистику за годы, когда большая часть паломников шла не через греческие монастыри, а по паломническим книжкам, дававшим большую скидку на проезд по железной дороге, морским транспортом, на ночлег и питание в дотационных странноприимных домах ИППО. Но он предупредил, что эта статистика не охватывает тех, кто путешествовал не по книжкам, а самостоятельно.
       С 1 марта 1895 по 1 марта 1899 года из Акмолинской губернии прибыло 10 паломников, из Самаркандской – 10, из Сыр-Дарьинской – 5, Семипалатинской – 4,  Семиреченской – 27. (Столько же – из  Витебской). Ни одного паломника не было в этот период из Финляндской, Привисленской, Кавказской, Центральной Азии (Закаспийская и Ферганская), Курляндской.  Большую часть паломников, в процентном отношении, составляли крестьяне, затем – мещане и казаки.  2/3 – женщины, причем небогатые, не слишком молодые. Паломнические книжки, несомненно выгодные, не всем были по карману. Самые бедные выходили в путь с надеждой на то, что их Христа ради покормят и подвезут сердобольные христиане.  30 рублей для проезда морем и 10-20 рублей на самое скудное проживание  в Иерусалиме имели эти отважные и богобоязненные  калики перехожие, надеясь на Божье имя и милосердие. Некоторые паломники выезжали не из Одессы, а из Батума, Новороссийска, Таганрога.
       В следующем  1890 году  статистика была такова:     Акмолинская : 7 муж. +18 жен. Семиреченская: 16 муж. + 3 жен.  Тургайская :  7 муж. + 10 жен. Семипалатинская : 1 муж.+ 1 жен. Самаркандская : 3 жен. Сыр-Дарьинская: 3 муж. + 3 жен.
            Следующим архипастырем, всколыхнувшим тихое течение епархиальной жизни , стал  епископ Димитрий ( Абашидзе). Он не только стал издавать  «Туркестанские епархиальные ведомости», но и организовал общество трезвости, Казанско-Богородичное епархиальное братство, которое приобрело для крупных приходов световые фонари  с туманными картинками. Сюжеты этих картин  - евангельские, историко-патриотические, научно-популярные. Слушатели увидели на фотографиях и рисунках виды Палестины, Храм Гроба Господня, русские храмы и постройки, русских паломников у Дуба Мамврийского, у Иордана.  На страницах  епархиальных журналов – непростая  жизнь верующих и их пастырей, с повседневным трудом, постоянной угрозой террористов и анархистов, невежество и пьянство, периодические неурожаи, эпидемии, землетрясения и оторванность от земли предков. Но на этих же страницах  - неутомимая проповедь  Слова Божия, разнесшегося из Святой Земли до   самых высоких гор и самых глубоких морей.
Ганф Татьяна Иннокентьевна, С-Петербург


[1] Константин Николаевич (1827 – 1892), великий князь, второй сын Николая 1, активный участник  «палестинского дела». Адмирал, управляющий Морским ведомством( с 1853). Председатель Русского Географического о-ва,  Имп. Археолог. О-ва,  Одесского о=ва истории и древностей.
[2][2] Об этом пишет еп. Порфирий (Успенский): «Ибо после посещения Афона в.кн. Константином Николевичем все монастыри охотно дают мне свои письменные дела». Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского) в 2 т.// Издание Императорской Академии наук, под ред. П.В. Безобразова. СПб. 1910.
[3] Переписка императора Александра П с великим князем Константином Николаевичем. Дневник вел.кн. Константина Николаевича. 1857-1861. М. 1994 г.
[4] Константин Константинович (1858 - 1915) великий князь. Президент Академии наук, командир л-гв. Преображенского полка, Сопредседатель ИППО, Русского археол. О-ва, . Поэт, переводчик, музыкант. Автор драмы «Царь Иудейский» - о последних днях земной жизни Господа Иисуса Христа, Его Страданиях и Воскресении. Отец трех братьев – алапаевских мучеников: кН. Иоанна, Игоря, Константина.
[5] Александра Иосифовна(1830-1911) великая княгиня, ур. Прицесса Саксен-Альтенбургская. Одна из учредительниц РОКК и ИППО. Председатель СПб Совета приютов, покровительница множества благотворительных учреждений, духовная дочь св. Иоанна Кронштадтского.
[6] Мечеть Омара( «Купол над скалой»- араб. Куббат ас Сахара) построена в 691 г. На Храмовой горе(гора Мориа). Третья на значимости святыня ислама и самый величественный памятник Ближнего Востока. В центре святилища находится камень жертвоприношения Авраама – святыня Соломонова храма.
[7] Переписка императора Александра  П с в.кн. Константином Николаевичем. 1857-1861. М. 1994..

[8] Зах., 14, 4.
[9] Татьяна Константиновна() – дочь вел.кн. Константина Константиновича, внучка вел.кн. Константина Николаевича. Замужем (с 1911 г) за кн. К.А. Багратион-Мухранским, погибшим в бою в 1915 г. Приняла постриг в Женеве в 1945 г( Анастасий Грибановский). Игумения Тамара, настоятельница Спасо-Елеонской обители, где и похоронена за алтарем церкви.
[10] См.  статью «Святая Земля и великокняжеская семья Константиновичей» Т.И. Ганф. //  «Православный паломник», 2010 г.N  2, 3.
[11] См. материалы конференции «Вел.кн. Сергей Александрович (1857-1905) в истории русского государства. 17-18.02.2005 г. ИППО. Москва, 2007// Гнутова С.В. «Паломнические реликвии из Святой Земли вел.кн. Сергея Александровича».  Лисовой Н.Н. «Вел.кн. Сергей Александрович – Председатель ИППО (1882-1905).
[12] Антонин (Капустин) архимандрит(1817 -1894) – Начальник Русской Духовной Миссии, прослуживший в Святой Земле почти 30 лет, выдающийся деятель русского православия в Иерусалиме и на Востоке. Погребен в Спасо-Вознесенском храме женской Елеонской православной обители.
[13] « 1. Кор. Х1, 24».
[14] См.  Сообщения ИППО, 1901. Т.Х1. Вып. 1, с.129-145. Вып.2.,с. 146-153.

Комментариев нет:

Отправить комментарий