воскресенье, 7 июля 2013 г.

Иоанн Кронштадтский и семья Константиновичей.



Иоанн Кронштадтский и семья Константиновичей.

      Иоанн Кронштадтский на протяжении всей своей пастырской деятельности был не только знаком, но  и духовно окормлял семью вел.кн. Константина Николаевича, который с 1853 года  возглавлял Морское ведомство, начав  его реорганизацию с уставной, административной реформ, перейдя позже на перевооружение флота, строительство броненосного и винтового. Это потребовало и создания новых технологий и подготовку новых морских и судостроительных кадров. Великий князь часто бывал в Кронштадте, вникая во все подробности создания новых технологий , новых цехов для перевооружения артиллерии, строительства прочных судовых корпусов, улучшения маневренности и быстроходности военных кораблей.
     Но громадное значение он придавал и воспитанию моряков, их образованию, поддерживая лучшие традиции русского воинства, прежде всего – духовного, сакрального
смысла  воинского служения. Перед каждым важным делом, решением вел.кн. Константин Николаевич искренне молился и искал помощи Божией во всех своих делах. Его административная деятельность затрагивала многие стороны жизни окружающих, которые в своих мемуарах прежде всего  оценивали его деятельность исходя из личных своих интересов, амбиций, устоявшихся взглядов на  то « как  это должно быть». Прощаясь с 1860 годом, он записал: « В эту осень, во время крестьянской работы (отмена крепостного права – ред) я особенно ощущал на себе Благодать Божию и в силах телесных и в силах душевных, и сердце и дух мой наполнены благодарностью и смирением перед сей дивной Благодатью. Да будет Воля Твоя, и да сподоблюсь исполнить в точности надпись, которую я выбрал для герба Стрельны «. Прямо и верно». Аминь.»
        Великий князь, знакомясь с Европой,  первым из Дома Романовых  побывал на Святой горе Афон ( в 1845г), придавая этому  паломничеству  особое значение. В 1859 году, преодолевая многочисленные препятствия дипломатического и  политического характера, он добился разрешения от своего брата Александра П на посещение Святой Земли, что также послужило для него источником духовного обновления. А дело русского паломничества в Святую Землю получило деятельного помощника, который настоял на пожертвовании из казны 500000 рублей для строительства храмов, странноприимных домов, больниц для паломников из России. Он и его жена были первыми Августейшими паломниками в Святую землю, и с их  участием был построен храм Св.Троицы, где должен был быть освящен придел св. Константина( не осуществлен).Много потрудившись для устроения русской миссии в Святой земле, он был инициатором строительства храмов за рубежом, особенно – в местах базирования русского флота , он лично присутствовал на освящении церкви в Ницце. Искренне радовался, что удалось устроить церкви на больших кораблях, где раннее существовал только судовой образ, из боязни при качке разлить Святые Дары и осквернить Престол. Он поддерживал и монастыри в русской глубинке, например, из Мраморного Дворца, при перенесении церкви в другое помещение, иконостас с иконами был передан в Никифорову пустынь Олонецкой губернии.
       Важность духовного начала в воспитании воинства сказалась и в его активном участии в расширении, перестройке Андреевского собора. Собор требовал ремонта давно, и был тесен при Богослужениях, но недоставало средств. Именно  великий князь, возглавляя перевооружение русского флота и остро видя огромные затраты, которые необходимо понести России после потери  кораблей под Севастополем,  настаивает  на реконструкции собора и лично присутствует в марте 1855 года на освящении всех трех приделов.
      Интересно, что служивший в этом соборе с 1853 года прот. Константин Несвицкий ранее был благочинным Гдовского уезда, именно в той его части, которая была приписана к Придворному городу Павловску и его владельцу вел.кн. Константину Николаевичу. Неутомимый великий князь, узнав от крестьян о явлении Божией Матери у села Доложска и чудотворном источнике, поддержал и финансировал строительство двух церквей: Успения Пресвятой Богородицы (каменной) и деревянной Рождества Богородицы в селении Выскатка. Еще ранее этих церквей были построены школа, Константиновское училище в Выскатке на 80 учеников, библиотека с фондом более 1000книг, фельдшерский пункт, лечебница. Благодарные крестьяне добились разрешения на ежегодный Крестный ход в 25 верст с иконой из Доложска в Выскатку 8 и 9 сентября в день рождения своего «эксплуататора». Несомненно, участвовал в торжествах освящения не только митрополичий хор из Петербурга, гвардейский духовой оркестр , но и благочинный округа протоиерей Константин Несвицкий.
       Характеристика деятельности великого князя в Кронштадте дана нашим современником доктором Военно-морских наук Ю.Л.Коршуновым в его книге «Августейшие моряки». «Большие усилия предпринимает великий князь к изменению быта моряков на берегу, прежде всего – в Кронштадте. Непримиримый враг пьянства, особенно в среде офицеров, Константин Николаевич добился поразительных успехов. Он воздвиг прекрасное каменное здание Морского собрания, организовал Морскую библиотеку так, что она стала одной из лучших в России, выстроил прекрасный каменный театр».При его участии создаются учебные заведения для младших специалистов: рулевых, комендоров, минная школа и т.д.
     Его супруга – вел.кн. Александра Иосифовна, выйдя замуж в 1848 году, приняла православие не по букве, а по духу. Она постоянно участвовала в жизни кронштадтского общества, оказывая на него благодетельное влияние. Из дневника великого князя:» 15 сентября 1859 года. В Петергофской пристани сели на «Стрельну» и пошли в Кронштадт. Ужасная погода. Поместились с жинкой в наших новых комнатах в новом доме собрания…Возил жинку на катере по гаваням. Водил ее на «Генерал-Адмирал» и на «Громобой», где она блаженствовала в воспоминаниях. Показывал ей пароходный завод. После завтрака она поехала по здешним школам, а я снова в Адмиралтейство…Жинке очень нравится в Кронштадте, а мне и подавно».
         Очевидно, именно в эти годы  великокняжеская семья познакомилась с о. Иоанном Сергиевым, также болевшим душой за оскудевших духовно, а затем и впадших в жалкое физическое состояние соотечественников. И, если добрый священник отдавал свою одежду, обувь погибавшим кронштадтцам, то великокняжеская семья стремилась прежде всего создать духовную основу для борьбы с недугами общества. Борясь с пьянством, генерал-адмирал хлопотал о строительстве церквей в портах, духовном окормлении команды корабля в море, создании библиотек в местах базирования русского флота , в т.ч. и за рубежом. Туда доставлялись не только книги, но и издания морского ведомства, журнал «Морской сборник», газеты, в т.ч. и кронштадтские. Для морских библиотек в Кронштадте и Севастополе он пожертвовал значительное собрание книг из собственной библиотеки в Павловске и Стрельне. По его кончине семья продолжила эту традицию, передавая книги с морской тематикой во вновь создающиеся учебные заведения на Дальнем Востоке.
         Конечно, они оказывали и широкую материальную помощь, откликнулись крупным пожертвованием на опустошительный пожар в Кронштадте, случившийся 26 сентября 1870 года. Для создания флота велись большие работы и в Галерной гавани на Васильевском острове, и в Колпино. Благотворительные организации, созданные при участии великокняжеской семьи при Троицкой галерной церкви в Снакт - Петербурге, в Кронштадте и в Колпино существовали вплоть до революции и поддерживались следующим поколением этой семьи ежемесячными выплатами.
        Великая княгиня Александра Иосифовна была Августейшей покровительницей (  а часто и учредительницей) следующих кронштадтских организаций:
Александринской Богадельни,
Кронштадтского благотворительного общества и приюта при нем,
Кронштадтской Александринской женской гимназии,
Общества обеспечения бедных в Кронштадте и Колпино одеждой.
        В этой человеколюбивой деятельности они были сотрудниками о.Иоанна, который неоднократно произносил проповеди в день их тезоименитства, и в собрании его сочинений, изданном до революции есть тому свидетельство. Потомки великокняжеской семьи продолжали не только выполнять обязательства почивших родителей, но и брали на себя новые. Так, их дочь Королева Эллинов Ольга Константиновна была шефом не только отдельных кораблей, но и флотских обЪединений( 12 флотск. Экипажа), основала госпиталь для русских моряков в Греции, кладбище в Пирее, богадельню с храмом, существующую и Греции и поныне. Личная ее благотворительность была общеизвестна и к ней обращались моряки в самых затруднительных обстоятельствах..
         Альбом, рассказывающий о закладке в Кронштадте Дома Трудолюбия, не только был в библиотеке Стрельнинского дворца, но и числился в списке «походной» библиотеки вел.кн. Дмитрия Константиновича, которая сопровождала его в постоянных служебных поездках по России. Один экземпляр альбома был отправлен великим князем в его полтавское имение «Дубровка» с сохранившимся поныне Конным заводом. Церковь, построенная будущим Новомученником великим князем Дмитрием К в Дубровке, освящена присутствием о.Иоанна Кронштадтского 6.10.1894 года по дороге в Ливадию. Отец Иоанн не только отслужил Литургию во вновь построенной церкви свв. Флора и Лавра, но и беседовал с жителями, преподав им благословение , пил чай на балконе дома великого князя.
       Два альбома кронштадтского фотографа Шаумана П.П. «Пребывание о. Иоанна в с.Суре с 3 июня по 4 июля 1891 года» и «Освящение Сурской Иоанно-Богословской общины 20 июня 1900 года» были подарены великой княгине Александре Иосифовне автором. Этот отставной офицер, летописец Кронштадта, ателье которого располагалось на Господской улице в доме 30, был отмечен наградами вел.кн. Александрой Иосифовны и вел.кн. Георгия Михайловича на Российской выставке 1895 года.
        В 1872 году кронштадтский батюшка обратился с двумя воззваниями к своей пастве, призывая принять участие в делах милосердия созданием Дома Милосердия. В опубликованных  при жизни о. Иоанна проповедях особо отмечены им  имена вел.кн. Александры Иосифовны и ее подруги вел.кн. Александры Петровны( в иночестве Анастасии, основательницы Покровской больницы в СПб и Покровской общины в Киеве).Здесь же упомянуто им имя будущей мученицы Государыни Александры Федоровны.
        Знакомясь с обилием благотворительных дел в Кронштадте на рубеже 19-20 веков, почти не встречаешь в светской печати имени протоиерея Иоанна. Но его присутствие и его благословение чувствуется разнообразием и эффективностью дел милосердия в таком малом числом и великом  пред Богом городке Кронштадте. За несколько десятилетий люди научились не только давать, поддерживать, но и помогать упавшим духом,  растерявшим отцовские заветы, потерявшим подчас и сам облик человеческий. Как писал знаменитый публицист, непосредственно знавший о. Иоанна с младых лет: « В нашей стране в век философии неделания и непротивления, отец Иоанн звал народ русский не к ленивому, а к деятельному благочестию и звал к благородной свободе. Личной религией его был неустанный труд, направленный Волей Бога. Пусть примет народ наш ту же веру  - и он спасется. 27 декабря 1908 г».(«Завещание отца Иоанна», М.О.Меньшиков).
         Благословляя своих духовных чад, о. Иоанн часто лично становился действительным членом, жертвователем на милосердные дела. Был членом и благотворителем Стрельнинского и Павловского благотворительных обществ.
        Стрельнинское братство во имя ближнего учреждено 12 августа 1879 года в память русско-турецкой войны. Первоначально – с целью оказания денежной помощи нуждающимся – беспроцентным кредитом или безвозвратной помощью. Среди членов -учредителей не только Августейшая владелица Стрельны и члены ее семьи, но и протопресвитер Василий Борисович Бажанов, о. Иоанн Сергиев, семья СПб городского головы Ратькова-Рожнова, местные крестьяне, артель осташковских рыбаков, приезжавшая на путину в Кронштадт и Стрельну. В 1884 – 85 годах на Волхонском шоссе был выстроен Дом Призрения на 40 богаделенок, а в 1892 году – домовая церковь при нем. Отец Иоанн неоднократно бывал здесь, служил Литургию в церкви св.благ.вел.кн. Александра Невского , причащал прихожан церкви, беседовал и утешал немощных, жертвовал на нужды Братства. Еще в 30-ые годы у сохранявшейся после разорения церкви каменной колокольни нищенствовали последние старушки, освобожденные  революцией, и уповавшие на вековые укоренившиеся в народе традиции милосердия. Ныне на этом месте – послевоенной постройки школа.
        Павловское благотворительное общество было создано при Мариинской Придворной церкви также заботами великой княгини и многими ее трудами в 1886 году, в продолжение традиций основательницы Павловска государыни Марии Федоровны. Документы сохранили для нас факт пожертвования о. Иоанном 100 рублей в основной капитал общества, создавшего Богадельню, 2-х классное училище, Приют для бедных девочек, бесплатную столовую ( для 60-ти человек ежедневно). Отец Иоанн неоднократно посещал и Мариинскую церковь , и богоугодные заведения при ней.
       Вел.кн.  Александра Иосифовна – активная деятельница Императорского Женского Патриотического общества, в которое она вступила в 22-летнем возрасте и трудилась неустанно до своей кончины в 1911 году. Ее сменила невестка –вел.кн. Елизавета Маврикиевна, помогавшая ранее во всех делах общества. Два года Вел.кн. Александра Иосифовна исполняла должность Председательницы этого общества( 1894-96). Сохранились свидетельства пожертвования отцом Иоанном Сергиевым денег на благотврительность в рамках Имп.Женского Патриотического общества, в т.ч.для создания церкви в школе на Шпалерной улице, д. 4.. Он присутствовал на освящении  этой домовой церкви  Мтрп. Палладием  21 декабря 1895 года. Для учащихся в школах Патриотического общества, нуждающихся и слабых здоровьем, владельцы Павловска милостиво предоставляли возможность летом отдыхать в «Павловском убежище».
        Вел.кн. Александра Иосифовна была среди тех, кто стоял у истоков организации Российского Красного Креста. Она организовала  доставку продуктов, медикаментов, белья в Крым в 1877-78 годах , предоставив для этого свой личный великокняжеский вагон, дополнив его необходимым оборудованием для вывоза раненых в тыл. В Мраморном , Павловском и Стрельнинском дворцах были организованы склады белья, мастерские по пошиву белья и сбора медикаментов для отправки в армию. Эта традиция поддерживалась в последующие годы, после кончины великой княгини – ее потомками, личным участием трудившихся в госпиталях и  на фронте ( Королева Эллинов Ольга, княгиня Татьяна Константиновна, кн.Елена Петровна).
       При л-гв Конном полку она организовала  Благовещенский усиленный лазарет для больных офицеров, который впоследствии в память о матери содержали ее сыновья, так же, как и бесплатную больницу для бедных в Москве, в которой трудились военные врачи.
Семейным делом стала организация, строительство и  содержание Александровской общины сестер милосердия (совр. Институт уха, горла. носа на Бронницкой ул.)
       Таким же многотрудным делом стала опека над детьми, лишенными попечения. Вел.кн. Александра Иосифовна  возглавляла Совет детских приютов, ежедневно принимая
Своего ближайшего помощника – Попечителя Семенова. Со временем усложнились формы работы с детьми: помимо приютов были организованы ясли  для малолетних, квартиры для проживания и ремесленного обучения подростков под надзором воспитателя, бесплатные столовые, дом дешевых квартир с домашней церковью, загородные общины  и другие формы работы. Был организован «Синий Крест» по аналогии с «Красным крестом» - Общество попечения о бедных и больных детях, который возглавила невестка великой княгини – вел.кн. Елизавета Маврикиевна.
        Она, оставаясь лютеранкой, особое значение придавала духовному окормлению всех направлений работы Синего Креста и созданию церквей в общинах, приютах , школах.Прот. Иоанн Кронштадтский неоднократно присутствовал на освящении церквей вместе с Августейшей покровительницей Синего Креста, которая заменила постаревшую и нуждавшуюся в опеке вел.кн. Александру Иосифовну. Понимая, что дело попечения не может существовать без стабильного поступления денежных средств, она завещала специальный « Бриллиантовый» капитал для поддержки всех начинаний, вплоть до оплаты питания  собачек, по ее кончине. Александра Иосифовна умела вовлекать в дела благотворительности тысячи людей, самых разных общественных слоев и политических взглядов. И деятельное участие о. Иоанна Кронштадтского прослеживается не только присутствием его имени в списках членов и жертвователей, но и на основе записей ее ежедневного журнала, Обычно Кронштадтский батюшка приезжал к ней в Мраморный дворец, в Павловск или Стрельну ежемесячно, если не бывал в отъезде.
        Из записей поденных журналов за 27 декабря 1894 года ( вторник):» В 10 часов 40 минут изволили иметь выход в церковь к Литургии, которую совершил о. Иоанн. Ее Высочество изволили приобщиться Св.Таин. Тотчас после Обедни подан обед в Царской комнате с Их Высочествами Елизаветой Маврикиевной, Константином К. и Дмитрием К. и о. Иоанном». Но это редчайший случай, когда о. Иоанн принял участие в семейном обеде, возможно, чтобы поздравить Августейшую покровительницу Синего Креста, Елизавету Маврикиевну , лютеранку, с наступающим для нее Рождеством. Посещая с ней убежища, приюты для хронически и неизлечимо больных детей, в том числе и «Братство во имя Божией Матери Скорбящей для эпилептиков и идиотов», он видел, как великая княгиня, мать шестерых детей, не оставляет без внимания и беседы ни одного ребенка, даже если он болен опасным инфекционным заболеванием.
       Обычно, судя по записям камер-фурьерских журналов, он ненадолго посещал вел.кн. Александру Иосифовну, тем более, что Стрельна была непосредственно по дороге  из Кронштадта в Петербург. К сожалению, журналы скрупулезно, по минутам фиксировавшие жизнь великой княгини, не сохранили для нас содержания их бесед, поводы их встреч. Можно пытаться очень осторожно реконструировать, используя сохранившиеся печатные материалы, дневники, переписку, воспоминания, их сотрудничество и наставничество в те времена рядового священника провинциального городка членов Царской Семьи, вскоре принявших крест испытаний, который они не могли ожидать и понести который им, несомненно, помогло наставничество и молитвы святого Батюшки.
        Я ознакомилась пока только с тремя поденными журналами вел.кн. Александпы Иосифовны (каждый из 200 – 300страниц). В РГИА сохраняется 44 журнала. На их страницах отразилась вся ее деятельная натура и образ жизни, наполненный встречами с Августейшими родственниками, дипломатами, сослуживцами-моряками ее мужа, командирами полков и гражданскими лицами, обязательно представлявшимися при вступлении в должность. Технические секретари Женского Патриотического общества, Красного Креста, Совета  приютов, руководители приютов, общин сестер милосердия, рядовые педагоги и воспитатели – вот неполный перечень ее посетителей.
        Этой хлопотливой, многопопечительной деятельностью она занималась чуть не до последних дней своей жизни, уже прикованная к инвалидному креслу и слепая. Можно привести слова о. Иоанна :» Служи людям нелицеприятно и охотно, богатому и бедному, здоровому и больному, благообразному и неблагообразному, знатному и простому, веруя и памятуя, что все они – члены Христа. « Аще же и напоит единого от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея»(Мф:10,42) –говорит Он. При служении ближним иногда является лицеприятие или леность, неохота или гнев, или раздражение, или желание вознаграждения. Зная: награда твоя – Христос».
        Круг духовных лиц, бывавших в семье, весьма узок: это духовники  семьи( прот. Арсений Двукраев, архим.Макарий Воскресенский, архим. Сергий Дружинин, архим. Исайя, архим. Игнатий Малышев и прот. Иоанн Сергиев. Какой любовью пользовался он у прислуги видно из того, что при весьма сокращенном титуловании посетителей из-за недостаточности места в поденном журнале, часто можно встретить такую запись: «Протоиерей Святой Отец Иона Ильич Сергиев Кронщтацкий»(орфография оригинала). Подчас  его имя было написано более крупными буквами, чем «Государь Император», которые были раза в два больше букв остального текста.
       Обычное время его посещения – от 2 до 4 пополудни, ненадолго, даже без традиционного чая. Через несколько дней приглашался духовник, который причащал великую княгиню ( прот. Арсений Двукраев или архим. Исайя). Многие  видят чудо Божие в удачно сложившихся бытовых обстоятельствах, но более искушенные понимают, что самое большое чудо, когда человек видит свою немощь, исповедует ее и призывает Дух Святой помочь ему преодолеть ее. Поэтому чтение дневников верующих людей и их истолкование атеистами представляет собой забавную картину. Так, при публикации дневников К.Р. Матонина неоднократно цитирует  фразы, упоминающие «ВТОРУЮ» молитву. Конечно, это не вторая молитва, а «ВЕРУЮ» - исповедание Символа Веры. На том же уровне идет и понимание остальной части текста, особенно в части покаяния. Советский человек, гордящийся своими достижениями, перед сном подводит итоги своей деятельности совсем не так, как это благословлял делать св.прав. о. Иоанн, давший нам пример покаяния и самоосуждения.
         В журналах сохранилось свидетельство о тяжкой болезни вел.кн. Александры Иосифовны и исцелении ее по молитвам о. Иоанна, что подтверждают и воспоминания ее внучки игумении Тамары( в миру кн. Татьяна Констаниновна). Поэтому не удивительно, что будучи одной из самых близких и доверенных  к Государю Александру и Государыне Марии Федоровне, она дерзнула пригласить прот. Иоанна присоединиться к ней в ее поездке к заболевшему Государю в Крым осенью 1894 года.
         В день отъезда в Ливадию 4 октября вся семья отправилась в Троице-Сергиеву пустынь для совершения напутственного Молебна и Молебна во здравие Государя Императора. Накануне, 3 октября, в Придворной Спасо-Преображенской церкви на Литургии  вел.кн. причастилась Св.Таин. Вечером, в 8 часов 30 минут поезд отправился в Ливадию. Собрались в поездку члены семьи: вел.кн. Дмитрий К, Королева Ольга К.,вел.кн. Мария Георгиевна,  и генерал П.Кеппен, фрейлины Озерова и гр. Комаровская.
         Заслугой этой семьи была не только инициатива этой поездки, но и впоследствии – публикация  по настоянию Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Тверских епархиальных ведомостях воспоминаний о.Иоанна и протопресвитера Иоанна Янышева о последних днях  жизни Императора Александра.
         Особо доверительные, взаимообогащающие отношения между о. Иоанном и вел.кн. Александрой Иосифовной  не прекратились ни в годы их угасания, ни по их кончине. Дети и внуки великой княгини особо чтили замечательного батюшку и его благословение.
Вел.кн. Дмитрий Константинович  по благословению о.Иоанна стал ктитором новостроящегося в Пятигорске Второ-Афонского монастыря, а с 1914 года, подумывая о передаче Стрельнинского имения, весьма дорого обходящегося и представлявшего выдающееся явление мировой усадебной культуры, передать государству, купил небольшой особняк на Песочной набережной, д. 24. После революции он, сестра Ольга Константиновна и вдовствующая кн. Татьяна Константиновна с двумя маленькими детьми,
жили вместе на те деньги, которые удавалось выручить великому князю продажей вещей и пользуясь молоком коровы, которую он заблаговременно вывез из Стрельны, Особняк Дмитрия Константиновича находился в 10 минутах ходьбы от Иоанновского монастыря, куда вся семья часто ходила на службы , особо радуясь, что можно помолиться у гробницы о. Иоанна, которого они уже  тогда почитали святым. Позже, находясь в заключении, он просил ежедневно возжигать свечи у этой гробницы. По сохранившимся воспоминаниям его племянника Гавриила, он не о себе беспокоился. Судьба Родины, России, была предметом его молитв и его душевной скорби.
         Погибшие в июле 1918 года внуки вел.кн. Александры Иосифовны князья Иоанн, Игорь, Констанин , причисленные как и вел.кн. Дмитрий Константинович к сонму святых зарубежной православной церковью,  с детства знали силу молитвы и благодать благословения Кронштадтского батюшки. Князь Иоанн принял сан иподъякона и намеревался принять монашеский постриг и сан епископа именно в Иоанновском монастыре весной 1918 года. Извлеченные из Алапаевской шахты тела князей-мучеников явили миру такую грань смирения  одних и звероподобия других, что до сих пор  жители Алапаевска отторгают эту жестокую правду, и большинство их не знает об этом ничего и знать не хочет. Но  свет во тьме светит и тьма не объяла его.
        Слова великого молитвенника о. Иоанна  и скромная бумажная икона неизвестного святого с личным благословением батюшки был в кармане пальто князя Иоанна и в момент их ввержения в шахту живыми, и в дни их предсмертных страданий в глубине земли: «О, как  много еще должно быть страданий и жертв людских, чтобы заполнить число отпадших ангелов! И пополняется! Сколько жертв смерти…Сколько убитых за Веру, Царя и Отечество. Все они восполняют число отпадших ангелов! Господи! Сколь праведны, благи, премудры, странны, непостижимы дела Твои! Смерть жнет и косит бесчисленные жертвы. Господи, сохрани Церковь Твою непоколебимо».И.Кронштадтский. 


           Ганф Татьяна Иннокентьевна.
         


1 комментарий: