воскресенье, 7 июля 2013 г.

Петербургские костромичи



            Петербургские костромичи

      Происхождение большинства петербуржцев – самые разнообразные географические точки, в том числе и за рубежами России. Но я сегодня выделю группу костромичей. Причем, поскольку я занимаюсь историей церкви, то это будут в основном или деятели православной церкви, или близкий ей круг историков, деятелей науки.
       Выделенная мною группа не может быть  искусственным, нежизнеспособным конгломератом, поскольку и до революции существовало деятельное и жизнеспособное объединение костромичан, много благого совершившее и в Петербурге, и на своей родине. Создано и в наши дни костромское благотворительное общество при храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». Этот благолепный храм, существующий на сем месте с петровских времен создан был во имя святыни, принадлежавшей семье Романовых и в первые годы создания Петербурга находившейся в доме сестры Государя, жившей  неподалеку от построенного позже храма.
       Создание костромского благотворительного общества
Персоналии  этого списка настолько интересны, самобытны, что  изданный сборник их биографий не залежался бы на полках магазинов.
Например, драматичная, полная необыкновенных поворотов и испытаний  судьбы знаменитой когда-то и незаслуженно забытой Александры Иосифовны Ишимовой. Уроженка Костромы, юная Александра начинает свое обучение в Петербурге, но сначала болезнь, а затем семейные обстоятельства отрывают ее от столицы. Отец, наказанный за провинность, неоднократно переводится с места на место, вплоть до Соловков. Жена и дети следуют за ним, а лишенная из-за нужды возможности учиться Александра старается  помочь семье своим детским трудом. И не расстается с книгами, которые стали ее учителями в ссылке. Смело пустившись в далекий путь, она находит возможность упасть к ногам Императора Александра, который прощает ее отца. Александра Иосифовна, собрав небольшие деньги, издает детские журналы. Вскоре – разоряется, но не опускает руки. Она занимается переводами, литературной поденщицей. Становится известна в литературных кругах. Знакомство с Жуковским – новый поворот ее жизни. Он рекомендует ее  как педагога. И несколько лет Александра Иосифовна преподает русский язык и литературу взрослым иностранным принцессам, которые  через замужество стали членами Дома Романовых. Благодарные семьи Ольденбургских и великой княгини Александры Иосифовны, жены великого князя Константина Николаевича, никогда ее не забывали. Они проводили ее в 1881 году в последний путь благодарственным словом. Писательница оставила прекрасные книги, в основном для детей. А  «Молитва Господня для маленьких детей» в наши дни всеобщего  интереса к православию, будет не лишней и для всех, только приходящих к вере.
         К сожалению, ее могила  на Никольском кладбище  утеряна, но место упокоения известно и может быть восстановлена.
        Следующий персонаж – пережил множество самых драматичных и   необычных приключений, которые  могли бы послужить основой для приключенческого романа. Я имею ввиду выдающегося ученого епископа Порфирия (Успенского), уроженца Костромской губернии. В любой год о нем можно и писать, и говорить. Но год его кончины – 1885 дает нам возможность вспомнить о нем лишний раз в память 125-летия. Этому событию и этому имени была посвящена научно-церковная конференция, проходившая в апреле 2010 года в Москве.
        Место его упокоения – далеко от Петербурга, но несколько лет он провел в стенах Александро-Невской лавры, обрабатывая и приводя в систему материалы, привезенные с Востока. Сейчас поставлен крест на месте разрушенной церкви в Коломне, где, прихожане верят, под землей сохраняется копия Храма Рождества Христова, созданная с участием епископа Порфирия и его спутников, делавших замеры, копии с икон в Вифлееме. Многие, приходя в этот храм, исцелялись от бесплодия, испрашивали здоровье своим неисцеленно больным деткам. Храм был  безжалостно разрушен, но у креста, поставленного на месте храма и сейчас видим страждущих и обремененных. В своих заметках, письмах, статьях епископ Порфирий предстает прежде всего трезвомыслящим ученым, исследователем. Но сильные, наполненные глубокой верой молитвы, рассыпанные по страницам его трудов, открывают нам его сокровенный, яркий и чистый духовный мир, покоящийся на глубокой Вере. И сохранение в православной молитвенной практике почитания святыни, даже поруганной, свидетельствует о силе его молитвы, его благословения, его благопожеланий.
       Могила протоиерея Петра Соловьева, участника экспедиции, делавшего копии икон для храма Воскресения Христова в Малой Коломне, сотрудника арх. Порфирия и иеромонаха Феофана (Затворника), особо почитается верующими Петербурга, совершенно не знакомыми с подробностями его биографии. Верующими сохраняется подиум, высокий мраморный крест, всегда окруженный цветником и с возженной лампадой.     
        С любовию помнят и ухаживают за могилами благочестивых купцов Парфеновых – храмостроителей и благотворителей, построивших несколько великолепных храмов в Петербурге.
        Могила настоятеля Скорбященской церкви, Георгиевского расположена рядом с Никольским храмом на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
        А могила Митицского – на братском участке этого же кладбища.
    

Комментариев нет:

Отправить комментарий