понедельник, 11 марта 2013 г.

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ИРАДИОНОВ



Священник Михаил Груздев, Т.И. Ганф
ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ИРАДИОНОВ
Протоиерей Владимир Ирадионов

Изучая судьбы людей, а тем более пастырей, на чей жизненный путь выпал 1917 год, разделительной чертой прошедший по судьбам русского народа, действительно убеждаешься, сколько страданий, унижений и мучений пришлось претерпеть им. В XX веке наш народ узнал о гонениях на Церковь Христову не только из житий первых христианских мучеников, но сам претерпел их от безбожников и богоборцев. Не у всех хватило мужества противостоять воинствующему злу, взять крест свой и следовать за Христом на Голгофу.
Не знаю, можно ли к таковым отнести протоиерея о. Владимира Ирадионова, пусть о том судит Сам Господь.
Первое знакомство с о. Владимиром Ирадионовым началось с изучения документов, говоривших о небольшом отрезке его жизни, содержание которых вызывало отрицательное мнение о нем (обновленец, снявший с себя сан). В этом случае можно было только сожалеть о душе погибшего человека. Постепенно, по милости Божией, стали появляться и другие документы, раскрывавшие более полную картину жизни о. Владимира. В его жизни до 1917 г. было служение в штате придворного духовенства, попечение о бедных и больных, проповедническая, миссионерская и преподавательская деятельности, после - уход в обновленческий раскол, снятие сана, десятилетие духовного забвения, и наконец, в период новых потрясений основ руской жизни, - покаяние пред Богом, возвращение в Церковь, восстановление сана, труды в Псковской Православной миссии по возрождению храмов на оккупированной территории в годы Второй Мировой войны, арест, неправедный суд и смерть в тюремной больнице. Не смею называть о. Владимира Ирадионова мучеником и исповедником, - о том ведает Сам Господь. Но раз Он открывает нам эти сложные и неоднозначные страницы жизни о. Владимира, считаю своим долгом написать о нем. Может быть, его жизнеописание явится еще одним малым штрихом для понимания и осмысления той эпохи, в которой он жил.
Протоиерей Владимир Николаевич Ирадионов родился 30 июня (ст. ст.) 1885 года в селе Усадища (Спасовщина) Новоладожского уезда С.-Петербургской губернии в семье псаломщика Спасо-Преображенского храма села Заболотское Николая Алексеевича Ирадионова и его супруги Надежды Семеновны.[ 1 ]. С раннего детства Владимир воспитывался у родственников в семье Лебедевых, которые оказывали немалую помощь отроку. (Владимир Васильевич Лебедев (1862-1916), известный благотворитель, опекавший Шижнемскую Крестовоздвиженскую церковь Новоладожского уезда С.-Петербургской губернии, проживавший неподалеку от нее в своем имении Лебедево на реке Паше, принадлежал к священническому роду Лебедевых, имевшего корни в Новоладожском уезде, Ораниенбауме и Петергофе, взял будущего о. Влаиира Ирадионова на воспитание в свою семью. Свящ. В. Ирадионов - автор некролога В.В. Лебедеву («Кронштадтский пастырь». 1916 г. № 39).
Владимир поступает в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, которую оканчивает в 1905 г. в возрасте 19 лет. Так о его обучении 17 июня 1907 года отзывался ректор архимандрит Вениамин (впоследствии - митрополит Петроградский, священномученик): «Окончивший курс Санкт-Петербургской Духовной семинарии в 1905 г. Владимир Николаевич Ирадионов в бытность воспитанником семинарии при отличном поведении (5) обнаружил себя скромным юношей, усердным к церковным службам и опытным в церковном чтении и пении. В неблаговидных проступках Ирадионов замечен не был».[ 2 ]
По окончании семинарского образования Владимир Николаевич Ирадионов 14 сентября 1905 года был назначен на должность надзирателя (классного руководителя) Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Как писал о нем в своем отзыве 5 июня 1907 года смотритель Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища протоиерей Д.Д. Целиков: «эту должность он проходил с примерным усердием. Во все время службы будучи для своих воспитанников примерным воспитателем, назидая их «словом, житием, любовью, духом , верою и чистотою». Владимир Николаевич являл собой для воспитанников образец истинной христианской настроенности и искренней религиозности. В отношении своих служебных обязанностей он был всегда исправным, самоотверженным, трудоспособным воспитателем, всегда, послушным начальству, преданным искренне принятому на себя делу в воспитании детей».[ 3 ] С 30 апреля 1907 г. он определен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Антонием делопроизводителем Духовного училища.[ 4 ]
18 июля 1907 года Владимир Николаевич Ирадионов вступает в брак с Екатериной Николаевной Смирновой, дочерью псаломщика Стрельнинской придворной Спасо-Преображенской церкви, в которой и совершилось Таинство венчания молодых.
Екатерина Николаевна родилась 8 ноября 1889 года в Царском Селе.(Отец ее, Николай Иванович, окончил Московское училище иконописания, затем всю жизнь прослужил псаломщиком, сначала в Стрельне, где неоднократно подносил свои музыкальные (духовные) сочинения Августейшим владельцам имения, позже - в храме придворного ведомства в селе Коробово Костромской губернии, на родине Ивана Сусанина. Там уже после революции как стяжавшего народную любовь, в 1918-1919 гг. его выберут священником, двое его сыновей, братьев Екатерины, в 1920-х гг. вернутся в Стрельну, где, как и некогда их отец, будут служить псаломщиками в Спасо-Преображенской церкви, позднее - репрессированы, сын Евгений Николаевич Смирнов позднее был рукоположен и в 1934-1935 гг. служил священником Успенской кладбищенской церкви в Стрельне, в марте 1935 г. выслан из С.-Петербурга.[ 5 ] Мать долгие годы страдала психическим заболеванием, в течение десяти лет содержание ее в больнице Всех Скорбящих оплачивал владелец Стрельны Великий Князь Димитрий Константинович.[ 6 ]) 28 апреля 1905 года она окончила Царскосельское женское училище Духовного ведомства, состоящее под Августейшем покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны. По выпуске из него Екатерина Николаевна получила «право на звание домашней учительницы тех предметов, в коих она оказала хорошие успехи, без особого на сие звание испытания»... (Аттестат № 229).[ 7 ] В том же 1905 году Екатерина Николаевна обучалась в С.-Петербургской Консерватории у профессора Гладкой. Это впоследствии, уже в 1920-х гг., сыграло свою положительную роль, когда она стала преподавателем музыки в детской колонии в Михайловке («Красные Зори»).
Через полтора месяца (29 августа) Владимир Николаевич Ирадионов был рукоположен в сан диакона в храме Санкт-Петербургской Духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), впоследствии митрополитом Японским. Через четыре дня, 2 сентября 1907 года о. Владимир был рукоположен во иерейский сан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, где хиротонию его совершил епископ Кронштадтский Владимир (Путята).[ 8 ]
Владимир Ирадионов – преподаватель Александро-Невского Духовного училища. 1905-1907 гг.
Владимир Ирадионов – преподаватель Александро-Невского Духовного училища. 1905-1907 гг.
По ходатайству священника Стрельнинской придворной церкви о.Сергия Руженцева протопресвитером придворного духовенства П.А. Благовещенским священник Владимир Ирадионов был определен на вакансию (образовавшуюся после кончины священника Александра Лебедева, родственника, у которого воспитывался о. Владимир[ 9 ]) в Александро-Невскую церковь Стрельнинского братства во имя ближнего, действовавшего с 1877 г. и состоявшего под покровительством Великой Княгини Александры Иосифовны[ 10 ]. Также о. Владимир был выбран попечителем по Дому призрения бедных Стрельнинского братства, где содержалось около сорока пожилых женщин. Должность настоятеля Александро-Невской церкви считалась (со дня основания Братства и до 1918 г.) внештатной, - половину содержания (300 рублей в год) священник получал от братства, другую - из доходов церкви.[ 11 ]
Дом Лебедевых, в котором прошло детство о. Владимира. Фото 1940-1950-х гг.
Дом Лебедевых, в котором прошло детство о. Владимира. Фото 1940-1950-х гг.
Братство вело широкую благотворительную и просветительскую работу среди жителей Стрельны, ориентируясь в своей деятельности на столичное общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Еженедельно в манеже Стрельнинского дворца Братством устраивались бесплатные беседы на темы духовно-нравственного содержания, сопровождавшиеся «туманными картинами», приобретавшимися специально для этих бесед Августейшими владельцами Стрельны. Так, среди прочих о. Владимиром были проведены беседы на темы: «Киево-Печерская лавра», «Святитель Иоасаф Белгородский», «Жизнь за Царя», «Извозчик Илим», «Святые Кирилл и Мефодий». Беседы начинались и заканчивались пением молитв, в зимнее время собирая от 500 до 800 человек слушателей, так что манеж порой не вмещал всех желающих.[ 12 ]
Владимир Николаевич и Екатерина Николаевна Ирадионовы. Ок. 1907 г.
Владимир Николаевич и Екатерина Николаевна Ирадионовы. Ок. 1907 г.
Отец Владимир был также активным соработником действовавшего в Стрельне наряду с Братством Стрельнинского отделения попечительства о народной трезвости. Оно сочетало духовное, просветительское, эмоциональное и административное воздействие на прихожан. Организованное по почину Великого Князя Димитрия Константиновича, за десять лет своего существования оно достигло больших результатов: трактиры, распивочные и рюмочные, некогда располагавшиеся чуть ли не в каждом доме, - благо обилие дачников, сезонных рабочих и военных давало доход их содержателям, были полностью закрыты. Последний трактир, располагавшийся напротив Александро-Невской часовни, рядом с Народным Домом, был закрыт по требованию самого населения. Трезвенническая работа включала в себя не только беседы и проповеди, но воскресную школу для взрослых, библиотеку, дешевую столовую, организацию танцев и любительского театра. Стрельнинским отделением попечительства о народной трезвости в центре Стрельны была возведена каменная часовня в честь св. блгв. князя Александра Невского, покровителя трезвеннического движения.[ 13 ]
Стрельна. Александро-Невская часовня Стрельнинского отделения попечительства о трезвости
Стрельна. Александро-Невская часовня Стрельнинского отделения попечительства о трезвости
Ко дню Св. Пасхи 1911 г. священник Владимир Николаевич Ирадионов за свою благотворительную работу по Братству был награжден скуфьей, супруга его также была активной участницей всех благотворительных акций, за что неоднократно отмечалась благодарностями. Когда в 1912 г. о. Владимир прощался со Стрельной, переходя служить штатным священником в Знаменку, прихожане поднесли ему список с Тихвинской иконы Божией Матери, особо чтимой в Стрельне, с которой ежегодно в первое воскресенье июля, после празднования Тихвинской иконе Божией Матери, устаивался крестный ход по селению.
В 1912 г. Великий Князь Димитрий Константинович просит своего двоюродного брата, Великого Князя Петра Николаевича, владельца лежавшего неподалеку от Стрельны имения «Знаменка», в связи с заштатным положением священника Александро-Невской церкви (у о. Владимира к этому времени было двое детей - дочь Елена (30.04.1908 -?) трех лет и сын Всеволод (14.11.1909 - ?) двух лет от роду) взять его в штат придворной Петропавловской церкви на мызе Знаменка.
Священник Владимир Ирадионов с семьей
Священник Владимир Ирадионов с семьей: супругой Екатериной Николаевной, дочерьми Еленой и Елизаветой и сыном Всеволодом. 1914 г.
28 февраля 1912 года по желанию Великого Князя Петра Николаевича (1864-1931) о. Владимир был переведен настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в имении Знаменка на мызе Великого Князя.[ 14 ] С 10 июня того же года о.Владимир становится законоучителем 15-летнего сына Великого Князя Петра Николаевича князя Романа Петровича (1896-1978). Здесь его служение было деятельным и многосторонним, и не ограничивалась лишь богослужениями в храме на мызе «Знаменка» и преподаванием Закона Божия юному князю Роману Петровичу.[ 15 ] Если заглянуть в послужной список пастыря, то можно убедиться, что о. Владимир Ирадионов в это время избирался членом многих благотворительных обществ, которые касались организации различных сторон жизни: духовно-просветительской, миссионерской и социальной. С 13 июля 1912 года он был избран членом Стрельнинского отделения Петергофского уездного комитета «Попечительства о народной трезвости». С 15 июня 1912 года был действительным членом «Камчатского братства во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса» с правом ношения креста братства IV степени. Это братство занималось миссионерской деятельностью среди коренных народов Камчатского полуострова. С 1909 года состоял участковым попечителем общества защиты детей от жестокого обращения (состоявшего под покровительством Великой Княгини Ольги Александровны, сестры Императора Николая II). 8 августа 1913 года был избран в число членов-сотрудников «Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых».[ 16 ] Помимо трудов в этих братствах, о. Владимир с 1 сентября 1912 года преподает Закон Божий в Первом и Втором земских училищах. В 1914 г. он награждается золотым знаком в память 25-летия бракосочетания Великого Князя Петра Николаевича и Великой Княгини Милицы Николаевны. За свое служение он в 1913 году был награжден позолоченным крестом на Владимирской ленте в память 300-летия царствования Дома Романовых и бронзовой медалью в память того же события.[ 17 ] Еще служа в Александро-Невском храме дома презрения бедных, в 1909 году о.Владимир поступает в Санкт-Петербургский Императорский археологический институт, который успешно заканчивает 9 мая 1913 года. 26 августа 1913 г. в семье Ирадионовых рождается дочь Елизавета.
Великий Князь Петр Николаевич, известный до революции в России кроме всего прочего как талантливый архитектор (по его проекту был возведен скит Смоленской иконы Божией Матери в Валаамском монастыре (1915) в память воинов-героев I Мировой войны, - Ред.)), после событий 1917 года вместе с семьей покинул Россию и поселился в Италии, там в изгнании он умер 17 июня 1931 года (погребен в храме св. Архистратига Михаила в Каннах). Храм свв. апп. Петра и Павла на бывшей мызе Великого Князя стал приходским. О. Владимир продолжает служить его настоятелем.
В августе 1917 года он поступает в Петроградскую Духовную академию, где проучился лишь год, ибо в 1918 году она была закрыта большевистской властью. В революционные и последующие годы русский православный народ испытал тяжелейший гнет новых правителей. Голод, холод, аресты и грабежи стали неотъемлемой частью жизни народа. В эти годы в о.Владимире виден не павший духом несмотря на испытания человек: он продолжает духовное образование, отмечает 150-летие своего храма (1921), несмотря на упразднение придворного ведомства. В октябре 1917 г. на некоторое время о. Владимир был перемещен к церкви Кронштадтского госпиталя, видимо как пастырь, умевший находить слово для своих пасомых в разных ситуациях и условиях, в том числе и в обстановке анархической столицы «Красной Балтики».
В этих трагических условиях он старается оказывать посильную помощь нуждающимся прихожанам и пастырям. Например, известно благодарственное письмо протопресвитера бывшего придворного духовенства о. Александра Дернова, в котором тот благодарит о. Владимира за оказанную в это голодное время помощь картофелем, рожью и мукой.[ 18 ] К слову сказать, голод в те годы был такой, что в журнале прот. Александра Дернова отмечена смерть псаломщика придворной Знаменской церкви в Царском Селе от голода. Служа в эти годы также в Никольской кладбищенской церкви и содержа семью в значительной степени от «скорбных статей» - продажи венчиков и разрешительных молитв, совершения отпеваний, он находит возможность неоднократно выделять небольшие деньги « на ведение канцелярии» упраздненного придворного духовенства и «на усмотрение протопресв. А.А.Дернова» вплоть до кончины последнего, последовавшей от голода в сентябре 1923 г.[ 19 ]
10 апреля 1922 года, в Великий Понедельник епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) о. Владимир был возведен в сан протоиерея.[ 20 ]
Знаменка. Петропавловская церковь
Знаменка. Петропавловская церковь
В 1922 году в Церкви не без участия большевистской власти был организован т. н. обновленческий раскол. Часть духовенства поддержала его вследствие своих либеральных взглядов, другая оказалась там из-за страха перед гонениями или по неведению. Однако, разобравшись в том, что представляло из себя обновленчество, одни нашли силы и мужество принести покаяние и покинуть общество обновленцев-раскольников, а другие остались там. К сожалению, среди таковых оказался и о. Владимир. Какая из причин побудила его к этому, мы не знаем, - возможно, это и либеральные взгляды, бытовавшие в семье Ирадионовых (это покажет дальнейший жизненный путь членов семьи), и опасения за жизнь домочадцев, страх. Возможно здесь также сыграло свою роль и влияние его друга и сокурсника по императорскому археологическому институту, одного из лидеров обновленческого раскола в Петрограде прот. Павла Васильевича Раевского, настоятеля Спасо-Бочаренского храма на Симбирской улице (ныне ул. Комсомола), старшего брата о. Василия Раевского, настоятеля Ильинского храма. О. Владимир становится обновленцем в 1923 году. В том же году он был переведен служить в храм св. Илии Пророка на Пороховых.[ 21 ] При настоятеле прот. Василии Раевском Ильинский храм становится «обновленческим собором» и в нем служит обновленческий «епископ Охтинский» Николай Платонов (впоследствии - обновленческий «митрополит Ленинградский»). На протяжении семи лет прот. Владимир служит здесь вторым священником. Вслед за принятием обновленчества не замедлило произойти следующее духовное падение в жизни о.Владимира. В начале 30-х годов из-за страха перед репрессиями он слагает с себя сан священника[ 22 ] и, опасаясь за судьбу своей семьи, фиктивно разводится с женой. Старшая дочь его Елена становится коммунисткой. Вспоминая слова Спасителя «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10,34), следует отметить, что в эти трагические годы водораздел прошел даже в семьях духовенства, в среде православных верующих людей.
Владимир Николаевич Ирадионов. 1934 г.
Владимир Николаевич Ирадионов. 1934 г.
По словам дочери прот. Василия Раевского Анны Васильевны, о. Владимир Ирадионов, будучи обновленческим священником и служа в обновленческом храме Ильи Пророка на Пороховых, не скрывая носил наградной священнический крест на Владимирской ленте (в память 300 летия Дома Романовых). С о. Василием у них были дружеские отношения, никогда не было ссор и распрей. Даже после снятия сана Владимир Николаевич Ирадионов много раз приезжал к о. Василию. Неизвестно исповедовался ли он, причащался ли, но Анна Васильевна помнит, как он целовал крест преподносимый ему о. Василием. Из этого можно сделать заключение, что он, сняв сан, не отрекся от Бога.
Промысл Божий показывает совершенно разные пути спасения и служения Богу в эти годы. 23 марта 1935 года власти арестовывают младшего брата о.Владимира иерея Павла Ирадионова (он не слагал с себя сан, не был в обновленчестве и продолжал служить в храме) и ссылают его в г. Саратов (в это время в связи с «делом Кирова» из города и окрестностей высылаются десятки тысяч «социально чуждых лиц» вместе с семьями - дворяне, бывшие царские чиновники и дворцовые служащие, духовенство и интеллигенция, раскулаченные и члены их семей). Уже в ссылке о. Павла продолжают обвинять в антисоветской агитации, а 28 декабря 1937 года приговаривают к расстрелу.[ 23 ] Иной была судьба его родного брата Владимира.
Владимир Николаевич Ирадионов работал счетоводом и жил со своей семьей при детской колонии «Красные зори» (б. Михайловка), которая располагалась на бывшей даче Великого Князя Михаила Николаевича, близ Петергофа, по соседству со Знаменкой. Здесь с 1919 года его супруга Екатерина Николаевна работала учительницей музыки и пения. После переезда (или высылки в Лугу) В.Н. Ирадионов продолжал поддерживать связь с о. Василием Раевским, который в 1934 был переведен служить в один из храмов г. Луги.
В начале июня 1941 года Владимир Николаевич с семьей уехал к родственникам под Гдов, где их застала Великая Отечественная война. Уже через месяц после ее начала, к концу июля, район Гдова был занят стремительно наступавшими немецкими войсками. Так Ирадионовы оказались на оккупированной немецкими войсками территории. В это время здесь, на Северо-Западе России, начала свою деятельность Православная Псковская миссия, содействовавшая возобновлению богослужений в закрытых при большевиках храмах. Владимир Николаевич с младшей дочерью Елизаветой остались в Гдове (жена и старшая дочь Елена ушли на советскую территорию), и после принесения покаяния за снятие сана и участие в обновленческом расколе он был принят Православной Миссией в молитвенное общение с Церковью[ * ] и вновь начал служить священником. В сентябре 1941- начале 1944 гг. он служит в Афанасьевской церви Гдова и окрестностях города.
В воспоминаниях псаломщика С.Д. Плескача, служившего в1941-1944 гг. в храмах Гдовского уезда и близко знавшего духовенство Гдовских храмов, есть следующие свидетельства о служении о. Владимира Ирадионова в годы войны: «Вначале он был беженцем в г.Луге, а потом пошел разыскивать потерянную семью. Прибыв во Псков, здесь он встретил и протодьякона Федора Ивановича Юдина, который помог ему найти семью в Гдовском районе. По приезде во Гдов он действительно нашел свою семью: жену, внука и дочь. Естественно, что он остался во Гдове, где стяжал к себе любовь христиан и всего прихода. Так как он был человек с большим образованием, то легко понять его уменье подойти к вопросу по служебному делу и любовь прихода. К 25 сентября его послали в Ригу к Владыке Митрополиту Сергию с поздравлением с днем ангела и преподнести ему в подарок 5 тысяч рублей. Он (Митрополит) благодарил, но слежка за этим протоиереем была усилена, и благочинный Иоанн Легкий ищет время, чтобы его обличить в том, что когда-то он снял сан, а теперь он вновь служит. Собственно он не отвергал этого, он всем говорил, что служил в Стрельне».
...Духовенства в Гдове находилось всего 3 человека, два священника - Владимир Ирадионов и Ливерий (священник Ливерий Воронов (1914-1925), впоследствии протоиерей - Ред.), вновь рукоположенный, с протодьяконом Федором Ивановичем Юдиным. А в Каменном Никольском приходе был иеромонах Лин».
В начале советского наступления в январе 1944 г. «...положение было такое, что духовенство задумало уехать вместе с немцами.
Но как тут быть, ведь ехать за границу нужен пропуск от властей? А власти теперь отвернулись от русских. Нужно тут остановиться перед тем, как уехать за границу. По чьей власти и по какому приказу был приказ изъять оставшиеся церковные ценности? Протоиерей Владимир Ирадионов объявил по всем старостам, чтобы привезли то, что ценное. А они знали, где что есть. С Никольской нашей церкви приказали с Воскр [есения ] Христ[ова] иконы снять серебр[яную] ризу, но не вышло дело. Я им не дал. С Павловского прихода - плащаницу с золотой оправой, это им удалось взять. С других приходов тоже забрали. Забрали все, что возможно. С Гдовской Афанасьевской церкви ухитрились взять более ценные иконы, подаренные давно купцами.
Собрав все вместе, они задумали вывезти за границу с немцами, но не вышло дело. Поздно было, эвакуация на завтра была в полном разгаре, а потому Гдовскому духовенству не вышло дело обворовать храмы Гдовского уезда. Конечно тут был причислен и иеромонах Лин. Возвратился назад оттуда, когда власти разрешали на выезд. Получилось так, что теперь немцам не до духовенства. Поэтому протодьякон Юдин бросился ко всем с тем, чтобы помогли выехать, на что было дано разрешение для переговоров не только с эстонскими властями, но и преосвященным Павлом Нарвским, который разрешил приехать в Нарву. Получив разрешение с таким трудом, они выехали, а так как люди не желают оставлять память живую, они всеми силами заставили и меня взять документ на выезд. Но дело не вышло. Я не поехал, ибо я не был в штате духовенства, поэтому я и остался, зная, что в Эстонии будет им всем конец...»
Гдов. Церковь свт. Афанасия Александрийского
Гдов. Церковь свт. Афанасия Александрийского, где совершались богослужения в годы войны. Взорвана в 1944 г.
Думаем, принесенное после 11 лет духовного забвения покаяние о.Владимира было искренним - весь оставшийся отрезок своей жизни он всецело отдал Богу,[ ** ] став одним из активных участников Псковской миссии. В эти тяжелые годы войны, когда народ, несмотря на оккупацию, отдавал последнее для восстановления храмов, о. Владимир прилагал немало сил к открытию и возрождению храмов на оккупированной территории. По некоторым (отрывочным) сведениям, сначала (1941-январь 1944) о. Владимир служил в Гдове и его окрестностях, позже в Нарве, последним местом его служения (к осени 1944 г.) был храм свт. Николая Чудотворца на Русской улице (Vene tдn.) в Таллинне, где он прослужил вплоть до самого прихода советских войск.
20 ноября 1944 года о.Владимир был арестован в своей квартире на ул. Тахника, дом 12, кв.2, а 5 марта 1945 года военным трибуналом войск НКВД Эстонской ССР был приговорен к 15 годам лишения свободы по статье 58-1 «А» УК РСФСР (в редакции 1926 года - измена родине). После суда он был переведен в Ленинград в тюрьму Кресты.
Матушки Екатерины Николаевны, дочерей Елены и Елизаветы не было в городе (они находились в эвакуации), сын Всеволод воевал на фронте. Поэтому арестованного и тяжело заболевшего отца Владимира в тюрьме «Кресты» разрешили навестить родственнице Серафиме Николаевне Лебедевой, которая позже свидетельствовала родным о последних днях прот. Владимира Ирадионова. Он уже не вставал, постепенно угасая.
15 ноября 1945 года прот. о. Владимир Ирадионов умер в тюремной больнице. По официальной версии - от склероза сердца. О месте его захоронения ничего не известно. Зная методы «работы» органов НКВД, можно предположить, как отец Владимир мог быть доведен до такого диагноза, если, конечно, указанная причина его смерти является истинной.
Родственники бережно сохраняли в память об о. Владимире его фотографии и личные документы.
Гдов. Развалины Димитриевского собора
Гдов. Развалины Димитриевского собора, простоявшего в крепости 500 лет. Взорван в феврале 1944 г. Фото из архива прот. Михаила Женочина. Публикуется впервые

Примечания
 [1]  1 РГИА ф. 805 оп. 1 дело 2988 л. 790, об.
 [2]  РГИА ф. 805 оп. 1 дело2285 л. 20
 [3]  РГИА ф. 805 оп. 1 дело 2285 л. 10
 [4]  РГИА ф. 805, оп. 1, д. 2984, л. 507 за 1911 г.
 [5]  РГИА ф. 532, оп. 1, д. 161, л. 11.
 [6]  Там же.
 [7]  Аттестат № 229
 [8]  РГИА ф. 805 оп. 1 дело2285 л. 16
 [9]  РГИА ф. 532, оп. 1, д. 161, л. 11.
 [10]  РГИА ф. 805 оп. 1 дело 2669 л.7,12
 [11]  Там же.
 [12]  РГИА ф. 532, оп. 1, д. 129, л. 262; ф. 532, оп. 1, д. 100, л. 220.
 [13]  Там же.
 [14]  РГИА ф.805 оп. 1 дело 2669 л.20 и дело 2285 л.24, 25, 26.
 [15]  РГИА ф. 805 оп. 1 дело 2988 л.793
 [16]  РГИА ф. 805 оп. 1 дело 2669 л. 14,17,19,21
 [17]  РГИА ф.805 оп. 1дело 2988 л. 791, 792
 [18]  РГИА ф. 805 оп. 1 дело 2937 л.5,6
 [19]  РГИА ф. 805, оп. 1, д. 2937 (1921-1922)
 [20]  Там же, л. 20
 [21]  ЦГА СПб ф. 7384 оп. 33 дело 149 л.6
 [22]  ГУВД информ. Центр 3 35/14-1-ф. 1991 (ответ на запрос)
 [23]  ФСБ РФ, управление по Саратовской области, ответ № 10 - а/68 на запрос о судьбе свящ. Павла Ирадионова.
 [*]  В прежнем сане о. Владимир был восстановлен митрополитом Виленским и Литовским, Экзархом Прибалтики Сергием (Воскресенским), который пошел на такой шаг, исходя, по всей вероятности, из Церковной икономии по причине нехватки священников во вновь открывающихся храмах на окупированной немцами территории.
Церковные каноны однозначно говорят о снявшем сан: «Аще кто из клира устрашиться человека иудея, или эллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от Церкви. Аще же отречется от имени служителя Церкви (т. е. от сана): да будет извержен от клира. Аще же покается: да будет принят, яко мирянин» (Книга правил. М. 1993. С. 22), но в особых условиях Церковь применяет к ее чадам икономию, т. е. снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических вопросах, не носящих догматического характера. Икономия предполагает известное отклонение от канонических правил и частичную замену законности целесообразностью» (Православная энцилопедия. М. 2000. Т. 1. С. 403).
 [**]  В греческих святцах поминается имя св. Александра, новомученика, бывшего дервиша Солунского. Бывший родом из Фессалоник, из отступников веры (после отпадения в мусульманство) он возвратился опять в христианство, за что, исповедуя Православную веру, после истязаний был обезглавлен в Смирне в 1794 г. Память 26 мая.
Источник. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27.

Комментариев нет:

Отправить комментарий