понедельник, 11 марта 2013 г.

ИОАНН ИМЯ ЕМУ

Материалы к житию новомученика Алапаевского, князя крови императорской священника Иоанна Константиновича Романова. К 90-летию мученической кончины (18 июля 1918 года). Часть I
"Иоанн имя ему" (Лк.1:63)
"Каждый оставайся в том звании, в котором призван" (1Кор.7:20)
"Господня воля - наша доля" (Из сборника В.И.Даля "Пословицы русского народа")

Князь Иоанн, старший сын великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнук императора Николая I, родился в Павловске 23.06./06.07.1886 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, Псково-Печерской иконы "Умиление" и в канун Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Погиб в шахте недалеко от Алапаевска в ночь на 18 июля 1918 года.
С 5 сентября 1900 г. числился в 1-м кадетском корпусе, закончил Николаевское кавалерийское училище (1905-1907), служил в лейб-гвардии Конном полку (1907-1917). С 06.01.1908 - флигель-адъютант, принял военную присягу в качестве члена Императорской семьи. Участник Первой мировой войны. В августе 1914 года служил ординарцем при штабе 1-й гвардейской дивизии. С 1916 года ротмистр. 11.03.1917 подписал отказ от права престолонаследия. 03.03.1918 (в празднование всех преподобных отцев, в посте и подвиге просиявших) рукоположен в иподиакона в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга. В день Торжества православия и мученика Севастиана, 11 марта 1918 г. стал священником.
Российские награды: ордена святого апостола Андрея Первозванного, святого благоверного великого князя Александра Невского, Белого орла, святой Анны 1-й степени, святого Станислава 1-й степени, святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, георгиевское оружие (высочайше пожаловано 13 октября 1914 года). Иностранные награды: саксен–альтенбургский фамильный орден Эрнестинского дома, орден Карагеоргия 1 степени с мечом и бантом.
В браке с 21.08.1911 с Еленой Петровной, дочерью короля Сербии Петра Карагеоргиевича и Зорки, урожденной княжны Черногорской (умерла 16.10.1962, Ницца, Франция). Дети: Всеволод (07/20.01.1914, Санкт-Петербург - 18.06.1973, Лондон), Екатерина (12 25.07.1915, Павловск - 13 марта 2007, Уругвай).
Августейший ктитор Спасо-Преображенского храма в Павловске (поселок Тярлево), освященного 6 июля 1914 года (ныне действующий). Член строительных комитетов и августейший председатель строительных комитетов храмов:
1. Во имя Казанской иконы Божией Матери в Вырице. Освящен 6.07.1914, место служения нескольких чтимых пастырей и молитвенного подвига архимандрита Серафима (Муравьева), Вырицкого чудотворца (ныне действующий).
2. Троицкого (Петровского) собора, пострадавшего от пожара 7.02.1913 и нуждавшегося в реставрации. Разобран в 1930-е годы.
3. Святой равноапостольной великой княгини Ольги в Выбутах, на родине княгини, недалеко от Пскова. На закладке храма, возведенного до крыши и освящения колоколов, кн. Иоанн с братьями и тетей - королевой эллинов Ольгой Константиновной - присутствовал в июле 1914 года (разрушен во время войны).
4. Святителя Николая и святого Александра Невского (Николо-Барградского) в Санкт-Петербурге. 08.09.1913 кн. Иоанн в качестве члена Императорского Палестинского общества присутствовал с великой княгиней Елизаветой Федоровной на торжестве закладки храма (взорван 20.05.1932, икона из него, прославленная как "Невская Скоропослушница", находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры).
5. Святой Троицы в Павловске в память 300-летия Дома Романовых с пещерным Казанским храмом-усыпальницей для великокняжеской семьи (не достроен, ныне - пожарная часть г. Павловска).
6. Шамординского подворья в Стрельне, храм-часовня, освящен святым преподобным Анатолием (Потаповым) в 1917 году (не сохранился).
7. Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца ("Спас-на-Водах") в Санкт-Петербурге. Освящен 28.07.1911 в память погибших без погребения моряков-героев. Взорван в 1931 году, часть икон-мозаик чудом сохранилась, в том числе и подаренный семьей Константиновичей образ Спаса Нерукотворного (работы Васнецова).
Августейший попечитель Всероссийского трудового общества христиан-трезвенников (по смерти отца в 1915 году, до того - член общества, устав которого подписан Петром Столыпиным 8.01.1911). Августейший покровитель, совместно с царевичем Алексеем, Камчатского Православного братства во имя Всемилостивого Спаса (с августа 1911 года).
Автор нескольких музыкальных произведений для хора: "Милость мира", "Благообразный Иосиф", "Иже Херувимы".
"ЕГО ЖЕ ЕЛИСАВЕТ РОДИ ИЗ ЛОЖЕСН НЕПЛОДНЫХ" (канон на Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)
Отец князя Иоанна, великий князь Константин Константинович, соотносил всю свою жизнь с датами православного календаря, отмечая их в дневниковых записях и письмах. Он мечтал, что его первенец будет посвящен святому пророку Иоанну. "25.У. Воскресение. Вот и день обретения честной главы св. пророка и Предтечи Господня Иоанна! Мне так хотелось, чтобы наш ребеночек родился сегодня, но этого не случилось. У меня нет предрассудков, кроме одного: я люблю совпадения важных событий с днями и числами, имеющими для меня значение, как, например, 15 число и дни, когда совершается память чтимых мною святых".
В ожидании рождения ребенка взволнованный отец надел чистую рубаху, как и всякий православный мужчина на Руси, и молился в соседней с роженицей великой княгиней Елизаветой комнате. "Но вдруг как-то неожиданно для меня послышался тоненький звучный голосок, жена глубоко вздохнула. Я услыхал, как Красовский воскликнул: "Мальчик, да еще какой плотный, здоровый". Я еще никогда такого блаженства, такого священного восторга не испытывал. Мне казалось, что я не вынесу этого неземного счастья. Я спрятал лицо в складках рубашки у жены на плече, и горячие, обильные слезы полились у меня из глаз. Хотелось остановить, удержать свою жизнь, чтобы сердце не билось и ничто не нарушало бы СВЯТОСТИ ЭТОГО МГНОВЕНИЯ". Как и миллионы русских детей, новорожденный младенец был по традиции завернут в отцовскую нестиранную вчерашнюю рубаху.
В день рождения князя Иоанна были высажены дубки в рост новорожденного 47 ½  см в Эрмитажном садике, рядом с Аничковым дворцом, и в мемориальной старой Семейной роще в Павловске, на берегу Славянки, за церковью святой Марии Магдалины.
Уже после рождения младенца и за пять дней до дня крещения новорожденного был неожиданно издан указ об учреждении императорской фамилии, по которому мальчик обретал до того не существовавший статус "князь крови императорской". Побуждения к выходу этого нормативного акта, прозванного "Указом о Сидоровых козах", были самые мирские, в том числе меркантильные, но новорожденный князь буквально выполнил всей своей жизнью данное ему звание, самое малое среди членов императорской семьи. Кровь государя и трех братьев-мучеников навеки соединила их в течение двух трагических ночей июля 1918 года.
Ночь с 17 на 18 июля издавна отмечена цареубийством: государя императора Петра III (1762) в Ропше и государя императора Иоанна Антоновича (1764) в Шлиссельбургской крепости. Младенцем нареченный императором (7.ХII.1741), Иоанн VI был прямым предшественником князя Иоанна, причем был носителем того же имени - в честь святого пророка Иоанна, Усекновение честной главы которого приходится на 11 сентября. Родившегося в Санкт-Петербурге 23 августа 1741 года младенца, сына племянницы императора Петра Великого, нарекли именем Крестителя Господня Иоанна. Следующим Иоанном в семье Романовых стал князь Иоанн Константинович.
"ЗАКОНА НАСТАВНИЦА ЧИСТАЯ И УЧИТЕЛЬНИЦЕ ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ"
(Канон святой равноапостольной великой княгине Ольге)
 
В день святой равноапостольной великой княгини Ольги состоялось торжество, включавшее три первых таинства - крещение, миропомазание, причащение князя крови императорской Иоанна Константиновича. Восприемниками были государь Александр III, великий князь Константин Николаевич и три Ольги: королева Вюртембергская, дочь императора Николая I Ольга, королева эллинов Ольга Константиновна и малолетняя великая княжна Ольга Александровна. Торжество состоялось в придворной церкви Павловского дворца во имя святых апостолов Петра и Павла 11/24 июля в 12 ½  часа пополудни, для чего из собора Зимнего дворца доставили серебряную купель и крест со вложенной частицей Ризы Господней. Таинство совершало придворное духовенство: протопресвитер Иоанн Янышев, протоиерей Арсений Двукраев (духовник семьи), архимандрит Исайя (наместник Александро-Невской лавры), протоиерей Петр Силин (будущий духовник Александро-Невского духовного училища), протоиерей Василий Шафрановский (настоятель храма Мраморного дворца). Среди гостей - сенаторы, статс-секретари, чины двора, генерал-адъютанты, члены императорской семьи, всего более 200 человек. Для них поданы были все имеющиеся экипажи, ландо, шарабаны и даже плетенки. Всего 51 экипаж, а некоторые прибыли в собственных (РГИА. Ф. 537, оп. 1, д. 1001. 1886 г. "Рождение кн. Иоанна К.").
Князь Иоанн, принявший святое крещение в день равноапостольной Ольги, всю жизнь находился под особым покровительством не только великой княгини, освятившей христианским подвигом свое имя, но и носительниц этого имени из числа родственниц. Любимая сестра отца, королева эллинов, была для него не только близким и любимым существом, но и постоянным соучастником семейных благотворительных дел в России и в Греции, куда неоднократно приезжали на отдых и с образовательными целями. Самый демократичный в мире греческий многодетный королевский двор не любил церемоний, длинные анфилады коридоров дворца королевичи использовали для катания на велосипедах, роликах, скейтах. А день святой Ольги, в честь которой в Греции была учреждена медаль, отмечался в загородном имении Татое, напоминавшем деревенский домик. Королевская семья, служащие и охрана, а также жители соседних деревень рассаживались прямо на траве вокруг вертела, на котором жарился барашек, пили за здравие королевы Ольги деревенское вино, танцевали и пели, помогая себе на деревенских инструментах, ложках и крышках от кастрюль. Русским князьям было легко и интересно в гостях у тети, которая в свою очередь любила с детьми гостить в Павловске, Стрельне, Санкт-Петербурге. Но исподволь с малолетства русские ощущали единство с греческой православной страной.
Биография каждой из Ольг (вюртембергской, русской и греческой) неповторима, так же как индивидуально их отношение к крестнику, которому это имя было особо дорого всю его недолгую жизнь. Князь Иоанн усвоил этот опыт попечительства и стал заботливым крестным отцом. Он был восприемником младшего брата, князя Георгия, заботился о нем, переживал, если в письмах родных не сообщалось о его болезнях и неудачах. Также заботился о крестниках из числа служащих, преподавателей. Если не мог лично поздравить их с праздниками, обязательно заранее готовил подарок, просил родителей вручить его и доставить максимальное удовольствие имениннику.
Постепенно, от ребенка к ребенку, и без того краткий ритуал еще более сокращался - к радости великокняжеской семьи, чуждавшейся и тяготившейся торжественными приемами, светскими обязанностями. Последних детей - княжон Наталию (1905) и Веру (1906) - крестили "по-домашнему", в узком кругу восприемников, в том числе государыни Александры Федоровны. Это нисколько не умаляло уважения и любви окружающих, которые зорко отмечали некоторую дискриминацию по отношению к Константиновичам. "Уже давно, может быть, еще со времен Николая Павловича, ко всем Константиновичам со стороны Императорского Двора было некое предубеждение и урезка в отпускаемых средствах на содержание двора. При рождении детей тоже не было положенного для августейших детей церемониала" (Воспоминания полковника О.И. Пантюхова в книге "Гвардейские стрелки". Царское Село, 2005 г., с. 178).
Благословение святой великой княгини Ольги прослеживается во многих обстоятельствах жизни боголюбивого князя Иоанна. Как и судьба многих начинаний и дел великой княгини Ольги Богомудрой, так и храмы, упоминавшиеся выше, существуют и дивным образом благоукрашены после десятилетий запустения. Сожженный в войну Павловский дворец первой из пригородных резиденций восстал из пепла, именно в нем возродилась традиция крещений и венчаний в дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла, которая примыкает к залам с бесценной музейной экспозицией. Интерьер храма восстановлен, за исключением лестницы на хоры.
Находящаяся в отдельно стоящем здании, построенном по желанию государыни Марии Федоровны, освященная в честь ее небесной покровительницы церковь святой Марии Магдалины (в комплексе с богадельней и приютом) 1990-х годах  возродилась во всем великолепии из руин, в которые она превратилась за годы советской власти. Она и сегодня соответствует званию придворной.
И храм-"задушбина" в Тярлево, княжеский, традиционно названный во имя Преображения, еще более дивным образом восстал, явив скрытый усердием неизвестных рабочих образ Нерукотворенного Спаса на внешней стороне стены. Чудесным образом восстановлен и храм святителя Николая, бывший гарнизонный, на освящении которого присутствовала королева эллинов Ольга Константиновна, и в строительстве которого приняли значительное участие ее брат с семьей.
"БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОЧИ КРОТКО СЛЕДЯТ ЗА ТОБОЙ" ("Колыбельная песенка" князю Иоанну Константиновичу. Мраморный дворец. 4.III.1887 К.Р.)
Ожидая рождения первенца, великий князь Константин сделал ремонт в будущих детских комнатах Мраморного дворца. Сохранились дивные акварели, по которым можно составить представление об облике "гуляльни, крыльца, стряпущей, портомойни, сенцев с подсеньями". Дворец знавал разные времена и разных хозяев: от августейших и знатнейших, до почетно плененных (Шамиль, Понятовский). Но таких названий он еще не знал. Не только наименования комнат детской половины, но и двери, рисунки бордюров, косяков, ручек были заимствованы из допетровских рукописных Миней, Апостолов (РГИА, Ф. 537, оп. 1, д. 1001). Роспись дверей - как в Новгородском Софийском соборе, створка - как у дверей в Грановитой палате. Стены поверху расписаны травами по золоту - из Макарьевской копии Четьи-Минеи ХII века. Двери из сеней в переднюю повторяли подволочье из Апостола ХVI века. Украшали стены парсуны царя Михаила Федоровича, царицы Евдокии Лукьяновны, Марфы Матвеевны, великой старицы инокини Марфы. "В углу гуляльни висел большой образ Владимирской Божьей Матери, а на нем полотенце, расшитое разноцветными шелками и золотом, на концах обшитое старинными кружевами. Перед образом всегда теплилась большая лампада... Нас часто водили в Дворцовую церковь и причащали" (Вел.кн. Гавриил К. "В Мраморном дворце", с.18).
В красном углу - освященные лампадами и украшенные вышитыми полотенцами Казанская и Феодоровская иконы Божией Матери, образ Усекновения главы Иоанна Крестителя. Отец, мать и дяденька присутствовали при вечерней молитве детей, от которых требовалось знание наизусть молитв, тропарей двунадесятых праздников, тропарей своих небесных покровителей. Повзрослев, князь Иоанн откровенно пишет отцу: "Родился я. Вы меня с Мама любили очень, все для меня сделали. Я стал Русским по душе человеком, не только по названию, а в действительности. Ты в этом виноват, чему я и очень рад. Поселили меня в русских комнатах, окружили всем русским и вот результат. Учить, по словам Мама, меня было очень трудно, т.к. я был очень нервный. Учился скверно. Учителя меня не заинтересовали своими науками. Только с пеленок я люблю иконы церковные и др. Сам Павка носил меня прикладываться в этих комнатах и я всегда это любил... Почему я так откровенен с Царем и Царицей? Почему я решился сказать о Струве и Герденштейне? Для того, чтобы Они меня узнали, ведь меня в семье считают чуть ли не за идиотка" (В "большой" семье Романовых. - ред.).
Отец и окружающие, замечая "особость" первенца, стремились помочь ему своей любовью и  заботой: "С детьми - я говорю про двух старших мальчиков - мы живем в самой нежной дружбе и много времени проводим вместе. Иоанчик особенно ласков со мною. Он умный, способный, добрый, но чрезвычайно рассеянный и нетерпеливый ребенок. Ласкою можно все из него сделать, а раздражительность и гнев только раздражают его" (16 августа 1891).
"Люблю возить детей гулять куда-нибудь подальше, а не по одним и тем же знакомым дорожкам. Бродим по пахоте, заходим в лес, и эта новизна мальчиков забавляет. Вчера в первый раз начал я рассказывать Иоанчику и Гаврилушке Священную историю. Рассказал о Благовещении и Рождестве. И вот, стараясь передавать им эти евангельские повествования как можно проще, естественнее и в то же время картинно, я умилился духом и должен был останавливаться, чувствуя, что слезы подступают к горлу" (5 октября 1891, Павловск).
Няня Атя (Беляева Анна Александровна, в будущем - монахиня Гавриила) писала родителям: "Нервность князя Иоанна Константиновича значительно уменьшилась, он гораздо реже наклоняется, чтобы руками дотрагиваться до полу" (21 сентября 1891). "…Князь Иоанн Константинович нынешний год благодушнее отнесся к отъезду всех, все его нервные привычки прошли сразу, как уехали Ее Величество. Он перестал до полу руками дотрагиваться и совершенно спокоен и не особенно заметно, чтобы он скучал" (ГАРФ. Ф. 660, оп.2. Д.278. Л. 11об -12 об.).
Отец писал сыну: "Ты пишешь, что стараешься исправляться; но на это скажу тебе, что ни я, никто другой не считают тебя испорченным, так что ты бы вернее выразился, сказав, что стараешься совершенствоваться. И это тебе с Божьей помощью и при твердом твоем намерении, наверно, всегда будет удаваться" (13 ноября 1903, Мраморный дворец).
В повседневной жизни, в моменты высоких, торжественных событий, в минуты горести и испытаний великокняжеская семья уповала на Бога и Божию Матерь, сохраняя древний уклад русской княжеской семьи. "Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме, но рцем: смертни есмы, днесь живи, а заутра в гроб. Се все, что ны еси вдаль, не наше, то Твое, поручил ны еси на мало дний… Се же вы конец всему: страх Божий имейте выше всего" ("Поучение Владимира Мономаха", Библиотека литературы Древней Руси, т. 1, СПб, 1997).
Рождение князя Иоанна в день Владимирской иконы Божией Матери (по преданию, сотворенной апостолом Лукой, обретшим и десницу Крестителя Иоанна) - сокровенное таинство Богопопечения. Шесть раз спасала она Россию и ныне не оставляет ее, Божией милостью совершаются перед ней молебны, читаются акафисты, служатся литургии.
"О, великое милосердие, Владычица,
о, великое щедрото, милости Царица,
о, великое заступление, Богородице,
како убо, молящи Сына своего и Бога нашего,
пришествиеме  честенаго образа преславлено
и выше слова градо и веся люди ото напасти  и смерти избавляющи.
Царие и князи да сотекутеся, святители и священницы возвеселятеся.
И весяко возрасто вереныхо моножество совокупленное
Весехо Царицы, Царя рожешей,
Да воспоем благодарственная, в радости глаголющее:
"Радуйся, Божие жилище и граде одушевленный Царя Христа Бога нашего;
Радуйся, христианомо излияние милости и щедрото и промышления;
Радуйся, к тобе прибегающимо пристанище и заступление, и избавление, и  спасение наше".
("Стихиры Сретению Владимирской иконы Божией Матери".
Гимнографическое творчество Ивана Грозного. Библиотека литературы Древней Руси, т.11, с.293-295, СПб, 2003).
(Продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий