Служение православных
трезвенников Санкт-Петербурга
Уже много лет православные трезвенники
Санкт-Петербурга ведут необычное служение во славу Божию – ухаживают за
могилами на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Об этой
деятельности рассказывает член совета Школы трезвения при Отделе по
противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Татьяна
Иннокентьевна Ганф.
Посещение кладбища, погоста благодатно для православного человека. Тем более, если он ухаживает за могилами людей выдающихся духовных сил – пастырей-подвижников, монашествующих, видных военачальников, общественных деятелей, храмостроителей. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры православными христианами спасено от разрушения немало могил, где покоятся известные в прошлом и почитаемые ныне люди.
Название кладбища – Никольское – происходит от церкви во имя святителя Николая Чудотворца, возвышающейся среди деревьев. Этот Божий храм построен в 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Г.И. Карпова. Первые захоронения здесь начались с сентября 1863 года, но ныне из самых ранних можно найти лишь несколько (1875-78 гг.), например, на братском участке – иеромонаха Климента (28.11.1815-30.10.1877) и иеромонаха Афонской горы Паисия (ск. 31.01.1877). Оба монашествующих – из числа ныне почитаемых. В советское время прихожане Троицкого собора лавры считали необходимым помолиться после литургии у могилок этих старцев.
Один из самых любимых в России святых – святитель Николай Чудотворец – помощник в недугах, в том числе и в избавлении от пьянства. Поэтому не случайно на окраине Санкт-Петербурга, в храме "Неопалимая купина" на Ржевском артиллерийском полигоне постоянно совершались молебны у явленного на дверной филенке образа свт.Николая. Эта почитаемая в народе икона-святыня собирала на молитву об исцелении множество страждущих от винопития. Образ был утерян после закрытия храма, а настоятель протоиерей Александр Логиневский и священник Николай Иванович Ильинский – расстреляны в начале 1938 года. Видимо, совсем не случайно, что на лаврском Никольском кладбище сохранилось так много могил православных трезвенников, о чем мне и хотелось бы рассказать подробнее.
Первая могилка – справа от центральной дорожки – Колпаковского Герасима Алексеевича (1819-23.04.1896) и его супруги Мелании Фоминичны (ск. 28.12.1894). Они похоронены на самом почетном месте, максимально близко к святому алтарю Троицкого собора, где находились и находятся ныне мощи св. благоверного князя Александро-Невского. Военачальник Г.А.Колпаковский, основатель города Верный (Алма-Ата) являлся кавалером ордена Александра Невского и множества иных орденов и медалей. Герасим Алексеевич, военный губернатор Семиречья, простой казак, не получивший высшего образования, стал устроителем громадной страны, ныне суверенной, но хранящей благодарную память об этом человеке. Он, глубоко верующий православный христианин, те только одерживал блестящие военные победы, но вел политический курс, благодатный и для русских, и для казахов. Г.А.Колпаковский был учредителем и руководителем Православного братства, строителем монастыря на Иссык-Куле, где пребывали мощи св.ап.Матфея, занимался археологией, историей края. Его супруга Мелания на свои средства построила женский монастырь во имя св. Архистратига Михаила. Вот настоящий пример благочестивого, трезвенного воина Христова, служившего Богу и Отечеству.
По дорожке направо вдоль кладбищенской стены пройдем к группе могил. Красивая ограда и высокий цоколь хранят прах одного из славнейших пастырей – протоиерей Михаила Ильича Соколова (30.09.1945-05.06.1895), одного из основателей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, при котором образовался целый ряд славных приходских петербургских обществ трезвости. Окончив в 1871 г. Санкт-Петербургскую Духовную академию, М.И.Соколов преподавал Закон Божий, а затем служил в Казанском соборе, стяжав славу лучшего проповедника столицы. Он участвовал в издании духовно-просветительской литературы, сам создавал учебники. Ему принадлежат слова, которые нам, родителям, нельзя забывать: "Главное – воспитать ребенка так, чтобы напечатлелось в его душе всегдашнее памятование о том, что люди – Божии дети, Божии слуги, что Бог отражается в человеке. Нужно научить ценить в себе этот образ".
Именно о.Михаилу принадлежала идея строительства Троицкого храма на Стремянной улице с залом для бесед, с библиотекой, читальней, классами для занятий. Нашлись и жертвователи, и помощники. В их числе – Дмитрий Лаврентьевич Парфенов. Его могилу мы посетим позже, а здесь, рядом, похоронен один из благочестивой семьи Парфеновых – Н.М. Парфенов, а также члены семьи батюшки Михаила – Соколова Н.М. (1875-1926) и Соколова Л.Я. (ск. 1919). Символично, что напротив – величественный памятник на могиле знаменитого издателя Алексея Сергеевича Суворина, но только его близость к могиле почитаемого священника освободила памятник Алексею Сергеевичу от зарослей бурьяна.
По этой же дорожке мы выйдем к могиле Владимира Алексеевича Михайлова, который отошел ко Господу 8 апреля 2006 года, послужив почти двадцать лет делу утверждения народной трезвости. Далее – братское кладбище. Здесь любой верующий может преклонить колена у могил наших незабвенных молитвенников, монахов, пастырей, архипастырей, вероучителей. Здесь покоится любимый петербуржцами митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (09.10.1927-02.11.1995). 17 февраля 1993 года владыка Иоанн благословил петербургский клуб трезвенников (он носил название "Клуб трезвости памяти Г.А. Шичко") на работу в православном русле и дал новое название клубу – клуб "Бодрствование". Свое благословение владыка Иоанн сопроводил словами апостола Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1Пет. 5,8). После благословения клуба митрополитом Иоанном православные трезвенники Санкт-Петербурга стали называть себя "бодрствующими во Христе", а их работа расширилась от чисто трезвенных устремлений к православному просвещению и воцерковлению отрезвляющихся людей.
Среди особо почитаемых мест – могила священника Александра Рождественского (11.10.1872-05/18.07.1905). Его без всякого преувеличения можно назвать знаменем дореволюционного трезвенного движения России. Со всех концов Земли Русской едут люди за помощью на могилку дорогого батюшки на Николаевском кладбище Александро-Невской Лавры. Со слезами молятся здесь о спасении от лютых страстей к спиртному и наркотикам: матери – за своих детей, жены – за мужей, дети – за родителей. И каждый получает утешение и укрепление.
Старец Моисей (Дуганов), похороненный на Никольском кладбище, был крестоносцем, носил на себе различные кресты, в том числе и тяжелые. За благоустройством и украшением его могилы ныне православные люди почитают потрудиться за особое благо.
Еще один праведник – затворник Матфей (Татомир) (1848-1904) – был похоронен в часовне, которая стала особо почитаемой в годы гонений. Ныне его мощи почивают в кладбищенском храме святителя Николая Чудотворца. Часовню окружают могилы людей, также заслуживающих памяти: Храповицкого, Симанского, Тихомировых, прот. Павла Лахостского (ск. В 1931 г.), видного деятеля в трезвенном движении, являвшегося до революции настоятелем того самого Троицкого храма на Стремянной улице, в создании которого непосредственное участие принимал протоиерей Михаил Соколов.
Величественный памятник без креста стоит над могилой Родосского Андрея Степановича (07.08.1838-25.09.1908) – библиографа, собравшего сведения о выпускниках Санкт-Петербургской духовной академии.
Пример народной любви – место упокоения рабов Божиих Веры и Виктора – родителей владыки Мануила (Лемешевского), духовного наставника приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Могилу родителей владыки Мануила на свои средства восстановила скромная, неимущая пенсионерка раба Божия Галина.
Неподалеку стоит памятник Дмитрию Лаврентьевичу Парфенову. Он родился 3 мая 1852 года в Чухломе, в бедной крестьянской семье. Впоследствии – один из богатейших купцов Санкт-Петербурга. Он выстроил несколько храмов, в том числе и Троицкую церковь на Стремянной, где 23 года нес служение старосты. Его значительная лепта внесена в строительство храмов для трезвенников – Иоанно-Предтеченского на Выборгской стороне, Исидоровского, Воскресенского у Варшавского вокзала.
На окраине "демократической площадки" – могила протоиерея Арсения Двукраева и его супруги Надежды. Он родился в древнем городе Старица Тверской губернии, наречен был в честь св. Арсения, память о котором так жива в этом городе, богатом церквями, монастырями, мощами святых. Окончив Санкт-Петербургскую Духовную академию, он законоучительствовал, служил в церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (ныне здесь вестибюль станции метро "Площадь Восстания"). Батюшка Арсений был духовником великой княгини Александры Иосифовны и ее детей, в том числе великого князя Константина Константиновича (известного как поэт "К.Р"., бывшего августейшим покровителем Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников). Отец Арсений воспринял от купели будущих Алапаевских мучеников князей Императорской крови Иоанна (после смерти отца он продолжил его служение на ниве православной трезвости), Игоря, Константина, убиенного воина князя Олега. И именно первая панихида паломников из Алапаевска стала толчком для восстановления могилы о.Арсения Двукраева.
Мы прошли мимо многих замечательных могил наших предков, которые внесли значительный вклад в дело духовного просвещения и утверждения трезвости в русском народе. Вечная им память!
Татьяна Иннокентьевна Ганф, член совета Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре
Информация Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
Посещение кладбища, погоста благодатно для православного человека. Тем более, если он ухаживает за могилами людей выдающихся духовных сил – пастырей-подвижников, монашествующих, видных военачальников, общественных деятелей, храмостроителей. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры православными христианами спасено от разрушения немало могил, где покоятся известные в прошлом и почитаемые ныне люди.
Название кладбища – Никольское – происходит от церкви во имя святителя Николая Чудотворца, возвышающейся среди деревьев. Этот Божий храм построен в 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Г.И. Карпова. Первые захоронения здесь начались с сентября 1863 года, но ныне из самых ранних можно найти лишь несколько (1875-78 гг.), например, на братском участке – иеромонаха Климента (28.11.1815-30.10.1877) и иеромонаха Афонской горы Паисия (ск. 31.01.1877). Оба монашествующих – из числа ныне почитаемых. В советское время прихожане Троицкого собора лавры считали необходимым помолиться после литургии у могилок этих старцев.
Один из самых любимых в России святых – святитель Николай Чудотворец – помощник в недугах, в том числе и в избавлении от пьянства. Поэтому не случайно на окраине Санкт-Петербурга, в храме "Неопалимая купина" на Ржевском артиллерийском полигоне постоянно совершались молебны у явленного на дверной филенке образа свт.Николая. Эта почитаемая в народе икона-святыня собирала на молитву об исцелении множество страждущих от винопития. Образ был утерян после закрытия храма, а настоятель протоиерей Александр Логиневский и священник Николай Иванович Ильинский – расстреляны в начале 1938 года. Видимо, совсем не случайно, что на лаврском Никольском кладбище сохранилось так много могил православных трезвенников, о чем мне и хотелось бы рассказать подробнее.
Первая могилка – справа от центральной дорожки – Колпаковского Герасима Алексеевича (1819-23.04.1896) и его супруги Мелании Фоминичны (ск. 28.12.1894). Они похоронены на самом почетном месте, максимально близко к святому алтарю Троицкого собора, где находились и находятся ныне мощи св. благоверного князя Александро-Невского. Военачальник Г.А.Колпаковский, основатель города Верный (Алма-Ата) являлся кавалером ордена Александра Невского и множества иных орденов и медалей. Герасим Алексеевич, военный губернатор Семиречья, простой казак, не получивший высшего образования, стал устроителем громадной страны, ныне суверенной, но хранящей благодарную память об этом человеке. Он, глубоко верующий православный христианин, те только одерживал блестящие военные победы, но вел политический курс, благодатный и для русских, и для казахов. Г.А.Колпаковский был учредителем и руководителем Православного братства, строителем монастыря на Иссык-Куле, где пребывали мощи св.ап.Матфея, занимался археологией, историей края. Его супруга Мелания на свои средства построила женский монастырь во имя св. Архистратига Михаила. Вот настоящий пример благочестивого, трезвенного воина Христова, служившего Богу и Отечеству.
По дорожке направо вдоль кладбищенской стены пройдем к группе могил. Красивая ограда и высокий цоколь хранят прах одного из славнейших пастырей – протоиерей Михаила Ильича Соколова (30.09.1945-05.06.1895), одного из основателей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, при котором образовался целый ряд славных приходских петербургских обществ трезвости. Окончив в 1871 г. Санкт-Петербургскую Духовную академию, М.И.Соколов преподавал Закон Божий, а затем служил в Казанском соборе, стяжав славу лучшего проповедника столицы. Он участвовал в издании духовно-просветительской литературы, сам создавал учебники. Ему принадлежат слова, которые нам, родителям, нельзя забывать: "Главное – воспитать ребенка так, чтобы напечатлелось в его душе всегдашнее памятование о том, что люди – Божии дети, Божии слуги, что Бог отражается в человеке. Нужно научить ценить в себе этот образ".
Именно о.Михаилу принадлежала идея строительства Троицкого храма на Стремянной улице с залом для бесед, с библиотекой, читальней, классами для занятий. Нашлись и жертвователи, и помощники. В их числе – Дмитрий Лаврентьевич Парфенов. Его могилу мы посетим позже, а здесь, рядом, похоронен один из благочестивой семьи Парфеновых – Н.М. Парфенов, а также члены семьи батюшки Михаила – Соколова Н.М. (1875-1926) и Соколова Л.Я. (ск. 1919). Символично, что напротив – величественный памятник на могиле знаменитого издателя Алексея Сергеевича Суворина, но только его близость к могиле почитаемого священника освободила памятник Алексею Сергеевичу от зарослей бурьяна.
По этой же дорожке мы выйдем к могиле Владимира Алексеевича Михайлова, который отошел ко Господу 8 апреля 2006 года, послужив почти двадцать лет делу утверждения народной трезвости. Далее – братское кладбище. Здесь любой верующий может преклонить колена у могил наших незабвенных молитвенников, монахов, пастырей, архипастырей, вероучителей. Здесь покоится любимый петербуржцами митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (09.10.1927-02.11.1995). 17 февраля 1993 года владыка Иоанн благословил петербургский клуб трезвенников (он носил название "Клуб трезвости памяти Г.А. Шичко") на работу в православном русле и дал новое название клубу – клуб "Бодрствование". Свое благословение владыка Иоанн сопроводил словами апостола Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1Пет. 5,8). После благословения клуба митрополитом Иоанном православные трезвенники Санкт-Петербурга стали называть себя "бодрствующими во Христе", а их работа расширилась от чисто трезвенных устремлений к православному просвещению и воцерковлению отрезвляющихся людей.
Среди особо почитаемых мест – могила священника Александра Рождественского (11.10.1872-05/18.07.1905). Его без всякого преувеличения можно назвать знаменем дореволюционного трезвенного движения России. Со всех концов Земли Русской едут люди за помощью на могилку дорогого батюшки на Николаевском кладбище Александро-Невской Лавры. Со слезами молятся здесь о спасении от лютых страстей к спиртному и наркотикам: матери – за своих детей, жены – за мужей, дети – за родителей. И каждый получает утешение и укрепление.
Старец Моисей (Дуганов), похороненный на Никольском кладбище, был крестоносцем, носил на себе различные кресты, в том числе и тяжелые. За благоустройством и украшением его могилы ныне православные люди почитают потрудиться за особое благо.
Еще один праведник – затворник Матфей (Татомир) (1848-1904) – был похоронен в часовне, которая стала особо почитаемой в годы гонений. Ныне его мощи почивают в кладбищенском храме святителя Николая Чудотворца. Часовню окружают могилы людей, также заслуживающих памяти: Храповицкого, Симанского, Тихомировых, прот. Павла Лахостского (ск. В 1931 г.), видного деятеля в трезвенном движении, являвшегося до революции настоятелем того самого Троицкого храма на Стремянной улице, в создании которого непосредственное участие принимал протоиерей Михаил Соколов.
Величественный памятник без креста стоит над могилой Родосского Андрея Степановича (07.08.1838-25.09.1908) – библиографа, собравшего сведения о выпускниках Санкт-Петербургской духовной академии.
Пример народной любви – место упокоения рабов Божиих Веры и Виктора – родителей владыки Мануила (Лемешевского), духовного наставника приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Могилу родителей владыки Мануила на свои средства восстановила скромная, неимущая пенсионерка раба Божия Галина.
Неподалеку стоит памятник Дмитрию Лаврентьевичу Парфенову. Он родился 3 мая 1852 года в Чухломе, в бедной крестьянской семье. Впоследствии – один из богатейших купцов Санкт-Петербурга. Он выстроил несколько храмов, в том числе и Троицкую церковь на Стремянной, где 23 года нес служение старосты. Его значительная лепта внесена в строительство храмов для трезвенников – Иоанно-Предтеченского на Выборгской стороне, Исидоровского, Воскресенского у Варшавского вокзала.
На окраине "демократической площадки" – могила протоиерея Арсения Двукраева и его супруги Надежды. Он родился в древнем городе Старица Тверской губернии, наречен был в честь св. Арсения, память о котором так жива в этом городе, богатом церквями, монастырями, мощами святых. Окончив Санкт-Петербургскую Духовную академию, он законоучительствовал, служил в церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (ныне здесь вестибюль станции метро "Площадь Восстания"). Батюшка Арсений был духовником великой княгини Александры Иосифовны и ее детей, в том числе великого князя Константина Константиновича (известного как поэт "К.Р"., бывшего августейшим покровителем Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников). Отец Арсений воспринял от купели будущих Алапаевских мучеников князей Императорской крови Иоанна (после смерти отца он продолжил его служение на ниве православной трезвости), Игоря, Константина, убиенного воина князя Олега. И именно первая панихида паломников из Алапаевска стала толчком для восстановления могилы о.Арсения Двукраева.
Мы прошли мимо многих замечательных могил наших предков, которые внесли значительный вклад в дело духовного просвещения и утверждения трезвости в русском народе. Вечная им память!
Татьяна Иннокентьевна Ганф, член совета Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре
Информация Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
Комментариев нет:
Отправить комментарий